Main Menu

Поиск

Варапаев.ru - официальный партнер хостинга Beget

«Принципиально антропологическая ориентация» [Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. – 160 с., с. 7] акмеизма, царящее в акмеистической картине мира «человеческое измерение», с его  укорененностью не только в мире сущностей, первообразов, идей, но и в мире «вещном», обусловливают в семантической  поэтике  ряд  специфических  принципов  художественного  отображения  «вечных»,  отвлеченных  начал  и  абстрактных  идей. 

Подробнее...

Одухотворенность материи (или воплощенность духа) в художественном  мире Гумилева – это одна из наиболее заметных характеристик этого мира в его  потенциальном  пределе  (в  его  состоянии  акмэ).

Подробнее...

Заметим,  что  если Гумилев  в  начале  «настоящего Двадцатого Века» еще аристократически протестует против такой очевидной деформации миропорядка, в котором не оставляется возможности индивидуального апофеоза перед смертью, то через четверть века в судьбе и не  менее  пророческих,  чем  «Рабочий»,  мандельштамовских  «Стихах  о  неизвестном  солдате»  эта  трагедия  современности  переосмыслится:  именно  гибель  нарочито  безликая,  «с  гурьбой  и  гуртом»,  наполнится  значением  личностного апофеоза. 

Подробнее...

В  дальнейших  стихотворениях  «любовного»  цикла  «Костра»  («Роза»,  «Телефон», «Юг», «Рассыпающая звезды», «О тебе», «Сон» («Застонал я от сна  дурного…»)) любовь продолжает интерпретироваться как «крылатый призыв к  вышине»  [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991.,  т.  1,  с.  224],  как  абсолютная  ценность  –  в  русле  заданной  «канцонами» концепции, но в более интимно-лирическом звучании. 

Подробнее...

Большинство поэтов метафизического склада в современных классификациях ныне существующих «течений» и «направлений»  чаще  всего  причисляются  к  рядам  «метареалистов»  (указание  на  связь  метареализма с акмеизмом см. в:  [Дашкова Т.Ю. Поезія російського  постмодернізму  70-80-х  років: структура  і  семантика  тексту.  – Автореф.  дис.  ...к.ф.н.  –  Одеса:  Вид. Одеського держ. ун-ту, 1996. – 18 с., с.  8]).

Подробнее...

К числу современных поэтов, чья картина мира отличается   преображающим повседневность и одновременно «материализующим» вечность единомирием, М. Эпштейн относит О. Седакову, Е. Шварц, В. Кривулина,  И.  Жданова, А. Драгомощенко и др.

Подробнее...

Тенденция представления духовно-душевных  движений  и  переживаний  метафизического порядка в материальных и даже в «физиологических» образах  присуща многим современным поэтам – столь непохожим, как, например, В. Гандельсман, Б. Кенжеев, А. Найман, О. Седакова, Е. Фанайлова, в творчестве  которых  и  религиозное  чувство,  и  культурные  интуиции,  и  вообще  любые  экзистенциально  значимые  переживания  оформляются  с  помощью  обонятельного, осязательного, тактильного кодов, с помощью «вещественных» и  «физиологических»  метафор  (ту  же  тенденцию  ранее  мы  уже  отмечали  в  связи с  Бродским и  «телесным  кодом» акмеистов). 

Подробнее...

Цепочка, соединяющая средневековую  эстетику  повествования  о  чудесном  с  акмеизмом,  затем  с  современной  метафизической  поэзией  и,  наконец, с магическим реализмом, должна быть рассмотрена подробнее. Вяч. Вс. Иванов соотносил с фантастическим реализмом ахматовскую  «Поэму без  героя»; наконец, поздняя  поэзия  самого Гумилева – и, прежде всего, «Заблудившийся трамвай» – вписывается в  ту же парадигму.

Подробнее...

Развивая свое «органическое» понимание поэзии, Гумилев особое внимание  уделяет «психофизиологическому» воздействию текста на читателя, утверждая, что не  только процесс создания, но и процесс рецепции поэтического текста обладает  особой  «физиологией».

Подробнее...

Ощущением особого психофизического воздействия литературы на людей, на лирического героя, на всю эмпирическую  реальность  проникнуты  и  программное  гумилевское  стихотворение  «Современность», и «У меня не живут цветы…», и  «Читатель книг».

Подробнее...

Подведем итоги. Снятие оппозиции между физическим и духовным началами формирует  в  акмеизме  такую  структуру  художественного  мира,  которая оказывается  близкой  «единомирию»  современной  метафизической  поэзии, где  физическое и духовное  слиты воедино,  проявлены друг в  друге. 

Подробнее...

***

*****