Японская литература представляет собой феномен даже среди самобытных и уникальных литератур Востока. Классическая литература Страны Восходящего Солнца поражает своей утонченностью, невероятной чуткостью к жизни природы, умением автора «схватить» мгновение, которое больше никогда не повторится, тонким понимаем красоты и мимолетности всего сущего на этой земле.

История японской литературы насчитывает более тысячи лет. Начиналась она, как и все литературы нашей планеты, с устного народного творчества, но уже в конце первого тысячелетия нашей эры начинается триумфальный выход литературного творчества на высший государственный уровень, создавая своеобразную культурную традицию, получившую своё максимальное выражение в эпоху Хэйан, когда случился расцвет практически всех основных жанров японской литературы, исключая только поэтический жанр хокку (хайку), появившийся позже. Именно хокку, гением которого был великий Басё (1644 – 1694), уже в ХХ веке прославил поэзию Страны Восходящего Солнца на весь мир и вызвал неподдельный интерес не только к литературе Японии, но и к её культуре вообще. И этот интерес до сих по не только не снижается, но, напротив, постоянно усиливается. И не зря, поскольку литературная традиция Японии настолько богата и многообразна, что любой человек может найти в ней что-то для себя, обогатив не только свои знания, но и проникнувшись совершенно особенным японским мировосприятием, основанном на таких этико-эстетических категориях, как красота, естественность, мимолетность, незавершенность и искренность.

Лирика появилась в Стране Восходящего Солнца в глубокой древности. Трудно поверить, но первая поэтическая антология - «Манъёсю» - была создана в 759 году, когда в Японии еще не было даже собственного письменного языка, а использовались китайские иероглифы, служившие для фонетической записи слов. В «Манъёсю» было собрано более 4500 поэтических произведений, большинство которых настолько совершенны по форме и глубоки по своему содержанию, что однозначно свидетельствуют о существовании в то время в Японии уже сложившейся поэтической традиции, которая в дальнейшем продолжала активно развиваться, став в эпоху Хэйан своеобразным признаком образованности, поскольку человек, не умевший написать танка, не мог считаться культурным человеком.

В дальнейшем поэтические жанры развиваются неравномерно. Так, расцвет в эпоху Хэйан сменяется упадком в XIII – XVI веках, а далее – новым взлетом в эпоху Токугава, которая считается наивысшей точкой в развитии японской словесности, а если учесть, что западное и вообще постороннее влияние на литературу и культуру Японии в этот период было практически полностью исключено, то можно смело утверждать, что именно в эпоху Эдо (Токугава) самобытная японская поэзия находилась на таком уровне, который до сих пор считается эталонным.

Сегодня имена таких великих японских поэтов, как Сайгё, Фудзивара-но Садаиэ, Минамото Санэтомо, Кёрай, Ранран, Бонтё, Бусон, Тиё, Исса и, конечно, Басё, известны далеко за пределами Страны Восходящего Солнца, а их ни с чем не сравнимыми творениями поэтического искусства восхищаются во всем мире. И восхищаться есть чем! Лучшие образцы японской классической поэзии отличаются не только отточенностью формы, но и потрясающей глубиной проникновения в окружающую действительность, которая никого не может оставить равнодушным.

Автор: Дмитрий Варапаев

***

*****