Main Menu

Поиск

Варапаев.ru - официальный партнер хостинга Beget

Свойственный Бродскому ужас перед «племенем младым» не является к  тому  же особенностью  только его  индивидуального  мирочувствования.  Хоть  этот ужас и вписывается в круг Бродскому свойственных мотивов  (как это и  выявляет А. Ранчин, см.: [Ранчин А. «На пиру Мнемозины»: Интертексты Бродского. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 464 с., с. 23 – 36]), но то же чувство можно найти и у Льва Лосева:             

…Здравствуй, племя       

младое, незнакомое.

Не дай       

мне Бог увидеть твой могучий      

возраст… [Лосев Л. Собранное: Стихи. Проза. – Екатеринбург: У-Фактория, 2000. –  624 с., с. 29] 

Абсолютно сходным образом и в гораздо более популярной, как  это  ему  и  присуще, форме, трактует проблему преемственности поколений и Кибиров:       

Я был в Америке. Взбирался на небоскребы.       

Я разговаривал с Бродским, и он научил меня, чтобы       

я не подписывал книжки наискосок, потому       

что это вульгарно и претенциозно. Ему самому       

этот завет заповедала Анна Андревна когда-то.       

Я, в свою очередь, это советую тоже, ребята.       

Жалко, что если и дальше пойдет все своим чередом,       

вам уже некому будет поведать о том [Кибиров Т. «Кто куда – а я в Россию…». – М.: Время, 2001. – 512 с., с. 376]. 

Еще более явно обреченность перед лицом всениспровергающего «поколения П» звучит в сборнике Кибирова «Шалатай-Болтай»  –  например,  в  стихотворении «Пироскаф»:  

И поскольку все,  

что я любил, что я хранил,  

в чем сердце я похоронил, 

сброшено с корабля  

(или у футуристов «С парохода»?)  

современности –  

сигану-ка и я за борт! 

Конечно, спасти никого не удастся,  

но хотя бы недолго еще побарахтаюсь,  

побуду в приличном обществе,  

в роковом его просторе… [Кибиров Т. Шалтай-Болтай. Свободные стихи. –  СПб.:  Пушкинский  фонд, 2002. – 56 с., с. 38]

Таким образом, и Бродский,  и не  он  один  среди  современных  поэтов  оказываются в  большой  степени  наследниками  именно  трагически  неблагополучной ситуации с «наследством» и «сменой поколений», ситуации, в  историческом опыте пройденной до них акмеистами.   

Автор: Т.А. Пахарева

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****