Наконец, необходимо обозначить еще одну важную грань историзма Гумилева: связь чувства истории со сферой поступка. В эссе «Поэт и время» Цветаева говорит: «Быть современником – творить свое время, а не отражать его. Да отражать его, но не как зеркало, а как щит… Быть современником – творить свое время, то есть с девятью десятыми в нем сражаться… Гумилевское:
Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда
– конечно, относится к тем, кто локтями и гудками мешали ему думать… К временщикам и поденщикам времени, а не к его, Гумилева, современникам» [Цветаева М. И. Собр. соч.: В 7-ми т. – М.: Эллис Лак, 1994 – 1995, т. 5, с. 342]. В художественном мире Гумилева пространство истории в преимущественном отношении и означает пространство поступка – мужественно-деятельного отношения к жизни, того борения с ней, о котором говорит Цветаева. Оставаясь романтиком до конца дней, Гумилев создал свой, если угодно, акмеистический, вариант романтической картины мира: в определенном смысле сохраняя принцип «двоемирия», в качестве эталонного мира он избрал мир мужественных поступков в сегодняшнем историческом пространстве, противопоставляя ему мир «развоплощенного», неподлинного (ибо недеятельного) бытия современников, уподобленных «фарфоровым игрушкам» и забывших подлинную ценность таких понятий, как «победа, слава, подвиг». У него, таким образом, противопоставляются друг другу не два мира (подлинный, соотнесенный с героическим прошлым, национальным преданием, мифом и т. п. – и ложный, соотнесенный с убожеством современности), как в традиционном романтизме ХIХ века, а два отношения к миру, два поведенческих типа, оба укорененные в современности. Первый из них, отвергаемый в системе ценностей Гумилева, – это жизнь, не проверяемая реальными поступками, жизнь умозрительная, протекающая в кругу столь же умозрительных ценностей (та «жизнь современная», от которой дистанцируется герой Гумилева, со своим деятельным отношением к миру). Второй тип современности – это и есть собственно подлинная «современность», как в одноименном стихотворении: это современность «Одиссеев во мгле пароходных контор, // Агамемнонов в гуще трактирных маркеров», современность подлинных чувств и поступков, годных для эпоса. Таким образом, гумилевское романтическое «двоемирие» складывается из оппозиции «жизнь современная» (как негативный член оппозиции) – «современность» (как вариант подлинного бытия), тем самым формируя своеобразную систему романтического историзма поэта. Этим «романтическим историзмом» окрашены и итоговые размышления поэта на традиционную тему о том, чем «буду… любезен я народу». Для Гумилева это, прежде всего, те реальные поступки в историческом пространстве, которые не подвержены девальвации: воинская доблесть, засвидетельствованная двумя «Георгиями»; коллекция предметов из африканских экспедиций в Музее этнографии в городе «над широкой, как Нил, многоводной Невой»; а главное – то особое свойство его стихов, которое заставляет «сильных, злых и веселых» покорителей жизни возить с собой эти стихи и помнить их наизусть. Это стихи, которые самим их создателем прежде всего ценятся как «руководство к действию», позволяющее сохранить мужество равно перед лицом внезапной гибели («когда вокруг свищут пули, // Когда волны ломают борта»), рушащейся любви («когда женщина с прекрасным лицом, // Единственно дорогим во вселенной, // Скажет: «Я не люблю вас»…») или самого Божьего суда («Я научу их…, представ перед ликом Бога // С простыми и мудрыми словами, // Ждать спокойно Его суда»). Еще в начале своего творческого пути Гумилев сам определил эту «направляющую», действенную роль поэзии в статье «Жизнь стиха» (1910 г.): «Но прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы- хранители, мудрые вожди, искусители-демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают. Для многих отношений они являются высшими судьями, вроде тотемов североамериканских дикарей» [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991, т. 3, с. 11].
Именно этот специфически гумилевский «романтический историзм» в последующую эпоху лег в основу метода советских романтиков 20-х-40-х годов, с их героикой и новым – революционным – «конквистадорством». Разумеется, необходимо здесь сделать оговорку: само «конквистадорство» является лишь поверхностным слоем художественного мира Гумилева, главное духовное содержание которого никак не может быть раскрыто через этот стереотип «поэта-воина», «поэта-путешественника» и т.п. Против такого поверхностного восприятия Гумилева восставала Ахматова [Ахматова А. «Самый непрочитанный поэт»: Заметки Анны Ахматовой о Николае Гумилеве // Новый мир. – М.,1990. – № 5. – С. 219 – 223, с. 219 – 223], и любой уважающий себя исследователь Гумилева сейчас уже не рискнет утверждать, что конквистадорская романтика является основным содержанием его поэзии, но речь идет не об адекватном прочтении поэта сейчас во всей глубине и сложности его поэтического мира, а о развитии определенной тенденции в поэзии 20-х-40-х годов, во многом инспирированной именно тем самым ныне одиозным поверхностным восприятием гумилевской романтики. К этой линии преемственности – единственной, пожалуй, которая приближает акмеизм к контексту официальной советской литературы, – можно относиться с брезгливой иронией, в частности, проявлявшейся у Мандельштама (называвшего поэзию комсомольских продолжателей Гумилева в 20-х годах «здравия желаю акмеизмом» – цит. по: [Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. – Томск: Водолей, 2000. – 704 с., с. 138]) и сейчас сохраняющейся, например, в антиромантических эскападах Кибирова («Все равно мы умрем на гражданской – // трынь да брынь – на гражданской умрем, // на венгерской, на пражской, душманской…// До свиданья, родимый райком!» [Кибиров Т. «Кто куда – а я в Россию…». – М.: Время, 2001. – 512 с, с. 48]). Однако само гумилевское открытие деятельно-романтического отношения к своему бытию в истории, гумилевское «донкихотство» в отстаивании высоких и, главное, не абстрактных, а формирующих сферу поступков представлений о ценности чести, подвига, славы, наконец, добра и зла, сейчас оказывается востребованным по-новому. Тот же «антиромантик» Кибиров совершенно в традиции гумилевского противопоставления своего «кодекса чести» релятивизму современности вооружается копьем Дон-Кихота и идет в бой против постмодернистской «диффузии» понятий о добре и зле, против иронической инфляции моральных ценностей (а ведь Гумилев еще в 1913 году писал о «светлой иронии, не подрывающей корней нашей веры» [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 3, с. 17]).
Автор: Т.А. Пахарева