Если говорить не только о Кенжееве, то в творчестве многих современных поэтов можно обнаружить аналогичную редукцию субъекта в соединении с приданием слову (языку) статуса активно действующей бытийственной силы. Один из самых ярких примеров – стихотворение Л. Лосева «Или еще такой сюжет…», которое приведем полностью:
Или еще такой сюжет:
я есть, но в то же время нет,
здоровья нет и нет монет,
покоя нет и воли нет,
нет сердца – есть неровный стук
да эти шалости пером,
когда они накатят вдруг,
как на пустой квартал погром,
и, как еврейка казаку,
мозг отдается языку,
совокупленье этих двух
взвивает звуков легкий пух,
и бьются язычки огня
вокруг отсутствия меня [Лосев Л. Собранное: Стихи. Проза. – Екатеринбург: У-Фактория, 2000. – 624 с., с. 251].
Возвращаясь к Кенжееву, добавим, что взгляд на слово как автономно действующее начало бытия проявляется и в других его стихах – таких, например, как «Среди длинных рек, среди пыльных книг…», в котором на смену человеку-«пешке» приходит «человек-песок», речь которого предстает воспоминанием самого языка о своих праосновах («но язык его вспоминает сдвиг, подвиг, выцветший черновик» [Кенжеев Б. Из семи книг: Стихотворения. – М.: Издательство Независимая Газета, 2000. – 256 с., с. 181]).
Заметим, что в процитированном примере к числу таких «праоснов» относится и язык поэта-предшественника, «первопредка», поскольку здесь очевидно наличествует реминисценция мандельштамовской «Грифельной оды», с ее «черновиком» и «могучим стыком». Также часто у Кенжеева реализуется заявленная в «Хорошо, когда истина рядом…» маргинальная позиция.
Усиление ощущения маргинальности человеческого бытия связано у Кенжеева не только с общим умонастроением, но, конечно, и с опытом эмиграции. Тема маргинальности положения человека в мире начинает регулярно звучать именно в его послеотъездных стихах, хотя, как представляется, следует скорее говорить об эмиграции не как причине этого самочувствия у Кенжеева, а как о его индикаторе.
Итак, его герой именно в эмигрантском статусе начинает концептуализировать маргинальную позицию. Он позиционирует себя в подчеркнуто-уничиженной роли – как «беженец, изгой, а не изгнанник, и не пророк» [Кенжеев Б. Из семи книг: Стихотворения. – М.: Издательство Независимая Газета, 2000. – 256 с., с. 45], человек «окраин», поющий «понаслышке» (напомним, что зависимость маргинального статуса слова от маргинального статуса его носителя уже отмечалась нами в стихотворении «Хорошо, когда истина рядом…»). Он, «как Башмачкин в сосновом гробу, // Весь – сплошная прореха» [Там же, с. 56], «маленький человек», а точнее – человек, перешедший «в разряд теней, довольных малым» [Там же, с. 64].
Наконец, в дополнение этой интертекстуально-экзистенциальной парадигме «маленького человека», его герой по-мандельштамовски сравнивает себя с монетой, только не в контексте уничтожающей работы времени, а в контексте именно периферийности существования: «И сам я монеткой мелкой качусь под осенний дождь» [Там же, с. 72].
Автор: Т.А. Пахарева