Кроме рассказов, в которых И.А. Бунин выступает как писатель-новатор, в цикле «Темные аллеи» есть произведения, выдержанные в традиционных рассказовых рамках. Это «Таня» и «Месть».

В отличие от рассказов, подобных «Русе», в которых противопоставляются счастливые минуты любви всей долгой жизни без нее, в «Тане», как ив «Гале Ганской», воссоздается «процесс развития любовного чувства» [Саакянц Л.А. Об И.А. Бунине и его прозе // Русофил - Русская филология / Образовательный ресурс. - www.  prostor.samal. ru.], но, как. и в «Русе», здесь автор показывает невозможность героев противостоять судьбе. 

Сюжет, который составляют взаимоотношения Тани и Петра Алексеевича, открывает экспозиция, плавно подводящая к завязке: «Она [Таня] служила горничной у его родственницы ... В ту далекую пору он [главный герой] тратил себя особенно безрассудно ... имел много случайных любовных встреч и связей - и как к случайной отнесся к связи с ней ...» (Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: «Правда», 1988. Т. 4, с. 74).

Роль завязки в этом рассказе играет сцена близости героев. По сути с нее начинаются их взаимоотношения.  Однажды увидев Таню спящей, герой овладел ею: «Она навзничь лежала на деревянной кровати ... Спичка погасла. Он постоял - и осторожно подошел ... Все тело ее поддавалось ему, как безжизненное. Он сперва шепотом побудил ее ...  она никак не отозвалась ... он подумал, что она молча дала ему согласие на все, что за этим может последовать ...» (Там же, с. 77).

Это новый виток в жизни Петра Алексеевича и Тани, и оба это осознают: «Как странно, как неожиданно! ... И ночь какая-то странная. Широкий, пустой, светло освещенный высокой луной двор... на северном небосклоне, медленно расходятся таинственные ночные облака - снеговые мертвые горы ... И все вокруг как-то странно в своем ночном существовании, отрешенном от всего человеческого, бесцельно сияющее. И странно еще потому, что будто в первый раз видит он [Петр Алексеевич] весь этот ночной, лунный осенний мир» (Там же, с. 76).

Не случайно автор вводит этот пейзаж, лейтмотив которого - странность. Он отражает то, что происходит внутри героя. При лунном свете хорошо знакомый двор кажется Петру Алексеевичу каким-то новым, необычным. И таким же новым он ощущает себя. Кроме того, не случайно здесь звучит мотив отрешения.

Это символ обновления героя, его уход от повседневности и суеты, в которых подлинной любви нет места. Этим же объясняется и то, что в произведении практически нет других персонажей. Петр Алексеевич и Таня существуют в своем мире, где они единственные жители.

Здесь следует отметить, что в рассказе И.А. Бунин все-таки несколько отступает от жанрового канона. Традиционный рассказ характеризуется режимом экономии, то есть в нем не может быть длинных описаний. И.А. Бунин же, не в силах изменить себе, своему стилю, подобные описания вводит. Но это оправданно. Именно благодаря таким зарисовкам, которые, к тому же, зачастую у И.А.  Бунина символичны (описания в рассказе «Темные аллеи», в новелле «Кавказ» и т.д.), становятся более понятными и образы, и собственно произведения.

Итак, как уже отмечалось, после первой неожиданной близости с Таней герой меняется. То же происходит с героиней: «Эта близость, обоюдная, совершилась и уже ничем в мире расторгнута быть не может...» (Там же, с. 77). Момент близости становится для героев своеобразным откровением, «божьей волей»: «... это был тот, с кем она, в некий срок, впервые должна была соединиться ... он навеки унес ее в себе ...» (Там же, с. 77).

Они сознают, что любят друг друга: «... он с чувством не только животной благодарности за то неожиданное счастье, которое она бессознательно дала ему, но и восторга, любви стал целовать ее...» (Там же, с. 77), Таня же «все больше убеждалась, что ... становится он ей все милее и дороже...» (Там же, с. 74).

Правда, девушка не верит, что барин испытывает к ней такие же чувства: «-Ты не думай, я тебя давно полюбил... Она тихо ответила ...: - Кабы правда любили, все бы легче было...» (Там же, с. 78). А когда удостоверяется в этом, становится самой - счастливой.

Этому эпизоду также уделяется особое внимание. Таня по просьбе барыни едет в город. Петр Алексеевич отправляется встречать ее на вокзал. И снова автор вводит пейзаж: «последние дни были влажные, туманные, а в тот день туман был особенно густ: еще когда он ехал по селу, казалось, что наступает ночь, и в избах уже видны были дымно-красные огни ... Дальше, в поле, стало совсем почти темно и от тумана уже непроглядно. Навстречу тянуло холодным ветром и мокрой мглой. Но ветер не разгонял тумана, напротив, нагонял все гуще его холодный, темно-сизый дым, душил им, его пахучей сыростью, и казалось, что за его непроглядностью нет ничего - конец мира и всего живого» (Там же, с. 79).

Эта пустынная, холодная дорога символизирует жизнь героя до появления Тани, которая является своеобразным лучиком света. Только рядом с Таней герой по-настоящему живет. «Он побежал на вокзал с таким чувством, точно ждал молодую жену ... она вся сияла возбужденными глазами, юностью взволнованного необычным путешествием лица ... вдруг встретилась с ним взглядом и да­ же остановилась от растерянности: что такое, почему он тут? ... Был ли когда-нибудь в жизни у нее столь счастливый вечер!» (Там же, с. 80).

Эту встречу с Петром Алексеевичем Таня воспринимает как своеобразное доказательство его любви: «Он сам приехал за мной!» (Там же, с. 80) - поэтому уже не противится новой близости с ним, которая является кульминационной в их отношениях. «Все сразу поняв, она тотчас соскочила к нему и, с быстрой заботливостью подняв весь свой заветный наряд, ... легла на чуйку, навеки отдавая ему не только все свое тело, теперь уже в полную собственность его, но и всю свою душу» (Там же, с. 81).

Таня счастлива, сознавая, что ее чувства к барину не безответны: «... он любит меня ... он совсем мой...» (Там же, с. 81). Поэтому она так тяжело переживает его отъезд: «Что это были за дни! В какой муке неразрешающегося ожидания ... шло время с утра до вечера! ... «Царица небесная, пошли мне смерть!» (Там же, с. 88). Таня не представляет жизни без любимого человека. Ей нужно постоянно быть с ним, «без разлук, без новых мучений, без стыда напрасных ожиданий» (Там же, с. 88). Герой же, несмотря на сильное чувство к Тане, не готов к такой ситуации: «Она даже и не подозревает всей силы моей любви к ней! А что я могу? Увезти ее с собой? ... Связать, погубить себя навеки?» (Там же, с. 90).

Таким образом, развязка их отношений оказывается предопределенной самим героем. Но это лишь на первый взгляд. Подобное представление рушится заключительными фразами рассказа: «Это было - в феврале страшного семнадцатого года. Он был тогда в деревне в последний раз в жизни» (Там же, с. 90). Как и в «Русе», истинной причиной разрыва Петра Алексеевича и Тани становится рок.

Итак, в жанре рассказа И.А. Бунин также выступает как писатель-новатор.  Особенностью рассказов «Темных аллей», прежде всего, является, структура, жанра в жанре (как правило, вводным произведением становится новелла). Кроме того, сохраняя свойственную рассказу малочисленную систему образов, короткое временное поле (за исключением рассказа «Руся», хотя и в нем основной акцент делается на промежуток в одно лето), И.А. Бунин все же отступает от традиционных канонов и вводит пространные описания (портрет, пейзаж), которые, помимо того, что «расцвечивают» произведение, несут и определенную смысловую нагрузку.

Автор: И.В. Щербицкая

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****