Любовь, настоящая, подлинная, у И.А. Бунина «природное» [Благасова Г.М. Двуединое начало в бунинской концепции любви // Творчество И.А. Бунина и русская литера­ тура XX века - Белгород: издательство Белгородского университета, 2000, с. 17.] чувство, божественный дар. Она по-настоящему прекрасна лишь в естественных условиях, в суматохе будней любовь гибнет. И, несмотря на это, испытать подобное чувство, приобщиться к нему - великое счастье. Союз Руси и ее любимого, основанный именно на такой чистой любви, венчает сама природа: «И стоял и не гас за чернотой низкого леса зеленоватый полусвет, слабо отражавшийся от плоско белеющей воды вдали, резко, сельдереем, пахли росистые прибрежные растения, таинственно, просительно ныли невидимые комары - и летали, летали с тихим треском над лодкой и дальше, над этой по-ночному святящейся водой, страшные, бессонные стрекозы. И где-то что-то шуршало, ползло, перебиралось...»  (Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: «Правда», 1988. Т. 4, с. 42).

Кажется, освященное нечто высшим, это счастье не должно кончаться. Но чем сильнее ощущение его незыблемости, тем трагичнее финал - разлука влюбленных. Развязка здесь повторяет финалы многих произведений цикла.

Причиной разлуки влюбленных становится безумная мать героини (Там же, с. 42).

Руся делает свой выбор, отказываясь от любимого. Скорее всего, он неправилен. Но у И.А.  Бунина не может быть по-другому. Счастье любви не длится долго, оно скоротечно. Это закон. С.И. Шашкова, анализируя это произведение, отмечает, что причины разыгравшейся драмы обнаруживаются в столкновении внутреннего космоса личности с требованиями обыденной действительности, а не возводятся к безжалостным законам вселенского миропорядка [Шашкова С.И. Черты стилевого своеобразия И. Бунина в рассказе «Руся» // И.А. Бунин и мировой литературный процесс - Орел, 2000, с. 66.].

Действительно, Руся по складу своему не может пойти наперекор матери. Не случайно И.А. Бунин подчеркивает ее иконописность. Как и святым мученикам, Русе свойственно самопожертвование, что она и делает, отказываясь от любимого человека. Но в то же время у И.А. Бунина сильна категория рока. Именно по воле рока, который принимает здесь, обличив безумной матери Руси, расстаются герои.

Воспоминания на этом заканчиваются, герой, а вместе с ним и читатель, возвращаются к реальности. «Он очнулся, открыл глаза - все так же неуклонно ... несся, пружиня, качаясь, вагон. Уже далеко, далеко, остался тот печальный полустанок. И уж целых двадцать лет тому назад было все это ...» (Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: «Правда», 1988. Т. 4, с. 43).

Повествование, начинающее и завершающее произведение, охватывая только одну поездку, тем не менее, воссоздает все двадцать лет жизни героя, внешне вполне благополучные, на самом же деле - скучные и однообразные, что косвенно подтверждается словами героя в финале рассказа: «... Грущу, грущу ... Дачная девица ... Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!» (Там же, с. 43).

Итак, помимо большого временного поля (двадцать лет), не свойственного традиционному рассказу, особенностью «Руси» является введение в него новеллы, на которую приходится основная смысловая нагрузка произведения. Благодаря использованию структуры жанра в жанре, в «Русе» автору удается достичь поставленной задачи - показать, что настоящая, подлинная любовь, сколь короткой она бы ни была и что бы ей ни противостояло, все же самое ценное в человеческой жизни.

Автор: И.В. Щербицкая

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****