Особенностью новеллы «Кума» является то, что по своему построению она напоминает сценарий.

Начало ее, состоящее из назывных предложений, представляет собой описание места действия и играет роль ремарки: «Дачи в сосновых лесах под Москвой. Мелкое озеро, купальни возле топких берегов. Одна из самых недорогих дач недалеко от озера ... Хозяйка весь день в легком нарядном матинэ с кружевами, сияющая тридцатилетней купеческой красотой и спокойным довольством летней жизни. Муж уезжает в контору в Москву в девять утра, возвращается в шесть вечера, сильный, усталый, голодный, и тотчас идет купаться перед обедом, с облегчением раздевается в нагретой за день купальне и пахнет здоровым потом, крепким простонародным телом...» (Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: «Правда», 1988. Т. 4, с. 155).

Это своеобразное вступление, несмотря на свою краткость, очень емко в смысловом отношении. В нескольких предложениях автор рисует быт одной семьи. На этом фоне спокойствия, размеренности, благополучия происходит действие новеллы.  Система образов в произведении предельно проста. Он и она.

Сюжет не отличается остротой. «Вечер в конце июня. Со стола на террасе еще не убран самовар. Хозяйка чистит на варенье ягоды. Друг мужа ... смотрит на ее обнаженные до локтей холеные круглые руки. (Знаток и собиратель древних русских икон, изящный и сухой сложением человек с небольшими подстриженными усами, с живым взглядом, одетый как для тенниса)» (Там же, с. 155).

Здесь, в завязке, как бы между прочим дается портрет главного героя, причем глазами героини. Поэтому он не выписан детально, а отмечено лишь то, что значимо для нее. Вместе с изяществом, стильностью героя женщина отмечает живость его взгляда. И это наиболее важно, так как объясняет дальнейшее развитие действия. Герой увлекся героиней: «- Знаете, какая история: у одного человека сердце ушло из рук и он сказал уму: прощай! - Как это сердце ушло из рук? - Это из Саади ... - Знаю ... - А это значит, что человек влюбился. Вот как я в вас» (Там же, с. 155).

Сначала кажется, что она не придает этому значения. Однако потом, когда герой шутит: «А не закатиться ли мне в «Мавританию» с десятичасовым, вдребезги напиться там ...» (Там же, с. 156), - она протестует: «Закатиться и меня одну оставить ...? И тихо, будто задумавшись, положила ладонь на его лежавшую на столе руку...» (Там же, с. 157).

На фоне устоявшейся, размеренной, благополучной, но скучной жизни герой воспринимается героиней как глоток свежего воздуха. Естественно, что она увлекается им. А его воспоминания об их знакомстве и следующие за этим слова «Вот с тех пор я и заболел. И вылечить меня можете только вы» (Там же, с. 156) буквально сводят героиню с ума. Поначалу она пытается сопротивляться: «А что до лечения, то жаль, что Дмитрий Николаевич нынче ночует в Москве - он бы вам тотчас посоветовал настоящего доктора» (Там же, с. 156). Но лишь представив, что он сейчас уедет, сдается. 

Герои проводят вместе ночь, причем инициатором близости выступает героиня (Там же, с. 157). Герой воспринимает случившееся как «неожиданное счастье» (Там же, с. 157).

Для героини же эти отношения - возможность вновь пережить то прекрасное, что связано с любовью. Словно цепляясь за ускользающее счастье, она предлагает герою приехать в Кисловодск, к ней (Там же, с. 157), надеясь на продолжение их отношений. Герой вроде бы соглашается, но тут же думает: «А там я ее...: вероятно, тотчас же люто возненавижу!» (Там же, с. 157). Ясно, что герои не встретятся больше. И инициатива здесь принадлежит мужчине. Он сознает, что в их отношениях ценен именно этот короткий миг, это свидание. Для героя это яркий, счастливый момент, но, чтобы сохранить его таковым, он должен остаться единственным.

Автор: И.В. Щербицкая

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****