Новеллы, образующие вторую группу, вполне традиционны. Они отличаются упрощенным конфликтом [Ачатова А.А. Поздняя лирическая новелла И.А. Бунина: (К вопросу о композиции) // И.А. Бунин: [Материалы Межвуз. науч. конф., посвящ. творчеству И.А. Бунина. Елец, окт. 1969. - Воронеж, 1971, с. 116] и, как отмечает Е.П. Евстафьева, изображенное [Евстафьева Н.П. Своеобразие жанровых форм в книге И.А. Бунина «Темные аллеи», с. 9] в них «не содержит потенциальной возможности многопланового прочтения».

Однако ряд особенностей, позволяющих говорить о новаторстве И.А. Бунина в жанре новеллы, наличествует и здесь.  В новелле «Муза» основу главной сюжетной линии составляют отношения героя-рассказчика и Музы Граф. Действие развивается динамично. Образы героя и героини даны сжато, в нескольких чертах. Так, буквально в двух словах мы узнаем о герое, что он довольно богат, «не первой молодости» (Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. - М.: «Правда», 1988. Т. 4, с. 24), «живет на Арбате, рядом с рестораном «Прага», в номерах «Столица» (Там же, с. 24). Днем он берет уроки живописи, а вечера проводит в ресторанах с людьми «богемы» (Там же, с. 24). 

Героиня - внешне привлекательная, эмансипированная, раскованная девушка, дочь доктора (Там же, с. 25). Она, услышав о герое, что он «интересный человек» (Там же, с. 24), пришла познакомиться: «...у порога стоит высокая девушка ... смотрит и говорит: - Я консерваторка, Муза Граф. Слышала, что вы интересный человек, и пришла познакомиться. Ничего не имеете против?» (Там же, с. 24).

Герой несколько удивлен подобной «смелостью» девушки, однако вскоре это удивление проходит, уступая место удовольствию от общения с ней, а потом - и ощущению счастья (Там же, с. 26).

В герое рождается любовь к этой странной девушке. Она тоже испытывает это: «...на самом деле вы моя первая любовь» (Там же, с. 26). С этого момента начинается отсчет в жизни героя счастливых минут. Их роман длится чуть больше полугода и описывается коротко: «Мы не расставались, жили как молодожены ... В июне она уехала со мной в мою деревню, - не венчаясь, стала жить со мной, как жена. ...Долгую осень провела не скучая, в будничных заботах...» (Там же, с. 27).

Особое внимание уделяется дачной жизни героев. Здесь же значительное место занимает пейзаж (Там же, с. 27). Сочетание картин природы и быта героев создает ощущение незыблемости счастья. Кажется, что тихая, размеренная семейная жизнь будет длиться еще довольно долго. И даже появление третьего лица, помещика Завистовского, не вызывает никаких опасений (Там же, с. 27).

Однако уже в следующей сцене выясняется подлинное значение этого образа. «Перед Рождеством я как-то по­ ехал в город. Возвратился уже при луне ... войдя в дом, нигде не нашел ее ...  «Верно, к Завистовскому пошла ... верно, скоро придет вместе с ним ... И я пошел и прилег в кабинете ...внезапно очнулся ...с ясной и дикой мыслью: «Да ведь она бросила меня!..» ...Часов в десять, не зная, что делать, я надел полу­ шубок ... и пошел по большой дороге к Завистовскому ... - Викентий Викентич! ... - Ах, это вы ... - Представьте себе, Муза куда-то исчезла ... - Да, да, я вас понимаю... - То есть что вы понимаете? И тотчас ... вышла из спальни, прилегавшей к кабинету, Муза» (Там же, с. 28). Персонаж, первоначально не играющий важной роли, становится причиной «несчастья» главного героя, человеком, к которому ушла его любимая женщина: «- Вы с ружьем, - сказала она [Муза]. - Если хотите стрелять, то стреляйте не в него, а в меня: -Дело ясно и кончено, - сказала она. - Сцены бесполезны. - Вы чудовищно жестоки, - с трудом выговорил я ... Сердце у меня колотилось уже в самом горле, било в виски. Я поднялся и, шатаясь, пошел вон» (Там же, с. 29). В контексте авторской концепции любви и скоротечности счастья второстепенный персонаж, оказываясь особенно значимым, переходит в разряд главных, становится в один ряд с ними.

То же наблюдаем и в «Антигоне», в основе которой лежит конфликт, возникший между студентом и сиделкой Антигоной, влюбленными друг в друга, с одной стороны и родственниками героя, противящимися этой связи, с другой. Студент, похожий на молоденького офицера (Там же, с. 47), приехав к дяде в имение, знакомится с его сиделкой: «высокая, статная красавица в сером холстинковом платье, в белом переднике и белой косынке, с большими серыми глазами, вся. сияющая молодостью, крепостью, чистотой, блеском холеных рук, матовой белизной лица» (Там же, с. 48).

Следует отметить, что в этой новелле достаточно много различных описаний. Помимо портрета Антигоны, И.А. Бунин рисует и образы второстепенных персонажей - дяди и тети главного героя: «улыбаясь и раскачиваясь на ходу, на пороге вестибюля показалась тетя - широкий чесучовый балахон на большом дряблом теле, крупное обвисшее лицо, нос якорем и под коричневыми глазами желтые подпалины» (Там же, с. 47), полный, бледный, голубоглазый генерал (Там же, с. 47).  Особое внимание автор обращает и на встречу героя с родственниками (Там же, с. 47), откуда видно, какие чувства у героя вызывает перспектива провести несколько дней в этом имении. Он не ожидает ничего, кроме смертной скуки. И вдруг - Антигона. Уже с первой встречи в юноше просыпается интерес к ней: «вот так женщина!» (Там же, с. 48). Сначала это легкий флирт, развлечение, своеобразное бунтарство. «Вот взять и остаться тут на месяц ... втайне ото всех войти с ней [Антигоной] в дружбу, в близость, вызвать ее на любовь, потом сказать: будьте моей женой, я весь и навеки ваш. Мама, тетя, дядя, их изумление, когда я заявлю им о нашей любви и нашем решении соединить наши жизни, их негодование, потом уговоры, крики, слезы, проклятия, лишение наследства ...» (Там же, с. 48) - так думает герой и тут же пугается этих мыслей: «Какой, однако, вздор лезет мне в голову! 

Остаться тут под каким-нибудь предлогом, разумеется, можно... можно начать незаметно ухаживать, прикинуться безумно влюбленным... Но добьешься ли чего-нибудь? А если и добьешься, что дальше? Как развязаться с этой историей? Правда, что ли, жениться?» (Там же, с. 48). Но по мере развития действия он действительно влюбляется в девушку. В новелле И.А. Бунин точно обозначает этот момент. «Ночью осторожно и старательно пели в парке соловьи ... раздеваясь, он увидал в стене у изголовья кровати небольшую дверь ... приник к замочной скважине, увидал ... что-то белое, вдруг вставшее и все закрывшее... И он точно заболел сразу ее ночной близостью вот тут, за стеною, и ее недоступностью» (Там же, с. 50).

И снова пейзаж - свежесть воздуха, соловьи - он словно настраивает на романтику. С этого момента герой понимает, что нуждается в Антигоне. Без нее - «адова скука» (Там же, с. 51). Отныне он живет в ожидании встречи с нею.

Как и в новеллах «Муза», «В Париже», здесь мы, можем отметить динамизм, стремительность действия. Оно разворачивается в течение нескольких суток, а буквально на следующий день после приезда студента между героями происходит близость. Такой стремительностью действия здесь подчеркивается скоротечность счастья: «На другое утро он проснулся в ее постели» (Там же, с. 53), а днем того же дня «Антигону увезли не тройке на станцию» (Там же, с. 54).

Как и в «Музе», в «Антигоне» причиной расставания героев становится второстепенный персонаж - старая горничная. Именно она первой узнает о связи Павла и Катерины и рассказывает об этом родственникам героя. «Все пропало, я уезжаю. Старуха увидала возле кровати ваши туфли» (Там же, с. 54). Для него отъезд любимой - неожиданность, удар: «Он готов был кричать от отчаяния» (Там же, с. 54), тогда как для И.А. Бунина - закономерность, иллюстрацией которой и служит, собственно, новелла. 

Автор: И.В. Щербицкая

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****