Верховным божеством подземного мира был Чернобог, больше  известный  у  балтийских,  южных  и  западных  славян,  хотя  поклонение ему, очевидно, было повсеместным среди славянских  народов. «Черно» –   «бог» –   семантически связан с черным цветом,  составлявшим  основную  цветовую  палитру  (белый,  красный,  зеленый, синий, золотой). У древних славян, наряду с другими, он  использовался в обрядовых одеждах и росписях. В сакрально - символическом  плане  черный  цвет  выражал  все  «нечистое»,  темное  и  враждебное,  что  несет  человеку  бедствия  и  гибель.  Поэтому  с  Чернобогом связано  все  самое  злое  и  жестокое.  В  мифологическом сознании славян  «Черный  Бог»  существует как  дуалистическая  параллель  Белбогу.  Но  если  последний  олицетворял  добро,  справедливость,  счастье  и  благополучие,  то  функция  Чернобога  –  уничтожение всего живого,  поэтому  с ним  связан  мотив  убийства,  подтверждением  чему  является  древнее  славянское проклятие: «Чтоб тебя Чернобог убил!».

Славяне поклонялись «черному божеству», полагая, что всякое  зло  находится  в  его  власти  и,  чтобы  избежать  вреда,  просили  о помиловании.  Именно  об  этом  говорит  Гельмольд  в  уже  цитированном  отрывке  из  «Славянской  хроники»,  описывая  ритуал  пиршества,  посвященного  Белбогу  и  Чернобогу.  В  поклонении  Чернобогу  не  было  почитания  и  уважения,  характерных  для  созидательных  богов,  а  был  только  страх  человека  перед  роковой  неизбежностью  зла.  Его  храм,  в  интерпретации  Г.  Глинки,  представлял  сооружение  из  черного  камня,  а  идол  изображал  облаченного  в  броню  воина,  лицо  которого  искажено  яростью.  В  руках  он  держал  копье,  готовый  поразить любого, осмелившегося встать на его пути. Рядом стоял  жертвенник,  где  совершались  ритуальные  жертвоприношения,  в  том числе и человеческие. Насколько действительно это описание  соответствует идолу Чернобога, сказать трудно. Дело в том, что А. Кайсаров,  чья  «Славянская  и  российская  мифология»  вышла  одновременно с книгой Г. Глинки (1804 г.), ссылаясь на К. Моица,  дает совсем иное  изображение  «черного» Бога. Как бы то ни  было,  храм  и  идол  Чернобога  (черный  камень,  броня,  копье,  искаженное  злобой  лицо)  максимально  выражали  идею  враждебного, гибельного человеку начала. Херасков так отзовется  об этом   мрачном божестве («Владимир»): 

Шумящ оружием приходит Чернобог,  

Сей лютый дух поля кровавые оставил, 

Где варварством себя и яростью прославил... 

Ему коней своих на жертву приносили, 

Когда россияне побед себе просили. 

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

 

***

*****