После  смерти  душа  человека,  покидая  Явь,  переходит в  мир  потусторонний  –  Навь.  Это  не  ад  и  не  рай  в  христианском  понимании. Подземный мир  мыслился столь же реальным, как и  настоящий.  Славянин - язычник  понимал  бессмертие  как  сохранение  и  бытование  души  в  потустороннем  мире.  Человек  продолжал  здесь  свое  существование,  встречаясь  со  своими родными, друзьями. В  этом сказалась живучая  в славянстве идея  культа предков, преемственной связи поколений. В пользу веры в  загробную  жизнь  древних  славян свидетельствуют  сложные  похоронные  обряды,  когда  тело  умершего  сжигали  (а  позднее  предавали  земле)  вместе  с  его  вооружением,  предметами  быта,  одеждой и даже животными. 

Подтверждением  реальности  загробной  жизни  являлись  и  ритуальные пиршества в честь усопших (поминки, тризны, дзяды,  радоницы),  носившие  шумный,  хмельной  характер.  Совместная  трапеза  осмысливалась  как  приобщение  всех  членов  рода  (и  живых,  и  мертвых)  к единому  животворному  благу.  Кроме  того,  оппозицией  земного  (Яви)  и  подземного  (Нави)  миров  славяне  философски осмысливали ритмический характер жизни: рождение  –  зрелость  –  смерть  –  новое  рождение.  Это  был  открытый,  подчиненный природно-космической ритмике и ориентированный  в бесконечность, жизненный хронотоп. 

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****