Истоки древнеславянской мифологии уходят в глубокую архаику – первобытно-общинные отношения. Б.А. Рыбаков полагает, что это произошло приблизительно во II тысячелетии до н.э., когда праславяне отпочковались от общего индоевропейского этноса и уже владели определенным запасом религиозных культовых представлений. Сам механизм зарождения религиозного сознания мало чем отличался от других мифологий и представлял собой вербальную, сюжетно оформленную модель мировоззрения славянского этноса.
Судьба человека родового общества во многом зависела от благополучного климата, удачной охоты, а в земледельческую эпоху – от богатого урожая. Природные катаклизмы: пожары, засуха, ураган, град могли лишить надежды на добычу зверя и обильный урожай и тем самым обречь человека на гибель. Поэтому культ природы, животных, воды и огня характерен именно для ранней, тотемистской формы мифологии.
К архаичным формам мифологии относится и вера древних славян в упырей и берегинь, о которых упоминается в древнерусских памятниках. Источником данного культа является первобытный анимизм, возникший в глубинах охотничьего хозяйства, а возможно, еще в палеолите. Если Род и рожаницы – это «макрокосмическая» картина бытия, как она представлялась древним славянам, то мифы о берегинях и упырях представляют «микрокосмос», стремление осмыслить реальную среду обитания, то, что непосредственно окружает человека. Древний славянин воображал мир как бинарную оппозицию «свой-чужой».
Родовым понятием, объединяющим мир упырей у восточных славян, очевидно, был черт. На его обобщающий характер указывает, в частности, С.А. Токарев, замечая, что этот персонаж выражает «целый ряд отдельных, более узкоспециальных» представителей низшей мифологии. Об этом свидетельствуют и многочисленные эвфемизмы: сатана, демон, дьявол, вельзевул, шайтан, лукавый, враг, черный, немытик, анчутка, куцый и т.д. Как никакой другой из мира упырей, черт – универсальный персонаж, не ограниченный локальным пространственно- временным топосом. Для него, по словам Н.И. Толстого, характерно «отсутствие сезонности, он может действовать в любое время года», способен к быстрым и разнообразным метаморфозам.
К роду упырей принадлежит и кикимора – мифологический персонаж, характерный преимущественно для восточнославянской мифологии. Этимология слова «кикимора» связана с «кика» и «морой». «Кика» – птичий гомон («киканье»), что указывает на неугомонный характер этого персонажа, а «мора» («мара») – древнее божество «темного» мира, принципиально враждебное человеку. Согласно другому толкованию «кики», балто- славянский корень «кик» означает «горбатость», «скрюченность», что также связано с персонифицированным обликом этого представителя «низшей мифологии».
Значительные разночтения существуют в понимании таких мифологических персонажей, как русалка и Баба - Яга. Одни исследователи причисляют их к упырям на том основании, что они «вредят» человеку. Другие, наоборот, считают русалок и Бабу-Ягу изначально берегинями, которые приобрели демонические уродливые черты в эпоху повсеместного распространения на Руси христианства. Так, по мнению А. Боженовой – автора вступительной статьи и комментариев к книге «Мифы древних славян», «Баба-Яга изначально – прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница... рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства...
Многоликому миру упырей противостоят берегини, хранящие благополучие разных мест и помогающие человеку повсеместно: дома, в лесу, в поле. Очевидна семантическая связь берегинь со словом «беречь», «оберегать», прямо указывающая на их функцию. Б.А. Рыбаков соотносит мифологических берегинь с «берегом», являющимся для древнего человека символом «твердой, надежной Земли». Вероятно, в архаичную эпоху берегини, имея определенные отношения с водой, почитались как покровители живительной влаги, дождя и водных источников. Существует мнение, что персонифицированным выражением берегинь на этом этапе были вилы (русалки) – мифологические существа «низшего» порядка. Со временем функции берегинь расширились, и они стали символом покровительства человека вообще.
В эпоху патриархата с доминирующим мужским началом изменилось и представление о берегинях. В роли положительного божества выступает Дид как некий универсум реальной жизни, хранитель и покровитель рода. Правда, существует версия, что под «Дидом» первоначально понималось солярное божество. В нашем понимании Дид – это проекция реальных родовых отношений, старейшины рода, который умело верховодит, усмиряет свары, хранит принципы морали, строго следя за их исполнением. Он же охраняет очаг – «малый огонь», в отличие от большого, «космического», которым распоряжались небесные боги.