Многоликому миру упырей противостоят берегини, хранящие  благополучие  разных  мест  и  помогающие человеку  повсеместно:  дома,  в  лесу,  в  поле.  Очевидна семантическая связь  берегинь  со  словом  «беречь»,  «оберегать»,  прямо  указывающая  на  их  функцию.  Б.А.  Рыбаков  соотносит  мифологических  берегинь  с  «берегом»,  являющимся  для  древнего  человека  символом  «твердой,  надежной  Земли».  Вероятно,  в  архаичную  эпоху  берегини, имея определенные отношения с водой, почитались как  покровители  живительной  влаги,  дождя  и  водных  источников.  Существует  мнение,  что  персонифицированным  выражением  берегинь  на  этом  этапе  были  вилы  (русалки)  –  мифологические  существа  «низшего»  порядка.  Со  временем  функции  берегинь  расширились,  и  они  стали  символом  покровительства  человека  вообще. 

О  берегинях  известно  очень  немногое.  В  древнерусских  текстах  их  имя  только  названо  без  ссылки  на  функции,  что  обусловило  противоречивые  оценки.  Показательно,  что  в  двухтомной  «Мифологии  народов  мира»  им  отведено  только  несколько строк. Разночтения вызывают и персонифицированные  воплощения  берегинь,  к  которым,  как  было  отмечено,  иногда  относят  русалок,  домового,  Бабу-Ягу.  Словом,  судить  о  сущностной  и  функциональной  характеристике  берегинь  по  отрывочным  свидетельствам  достаточно  сложно.  Думается,  проблему  мифологического  статуса  берегинь  следует  решать  в  контексте  эволюции  общества  и  осмысления  человеком  мира  и  себя в системе этого мира. 

В  эпоху  матриархата  положительное,  оберегающее  начало,  очевидно,  было  связано  с  женской  ипостасью  и  воплотилось  в  различных  вариациях  «Бабы»:  Матери  мира,  Златой  матери,  Златой бабе  и  т.д. По сути, это  лишь разные  названия  божества,  связанного  с  аграрно-магическим  комплексом  представлений  и  способствовавшего  плодородию  и  обильному  урожаю,  миру,  спокойствию и тишине. Нетрудно заметить, что вариации «Бабы»  гносеологически  восходят  к  рожаницам  как  первородному  космическому  началу.  Но  в  отличие  от  них  олицетворяют  «приземленный» мир человека в его положительном качестве.

Наиболее популярной  и интригующей из  этого ряда  является  Златая  баба,  о  которой  имеются  сведения  в  летописи,  прославляющей миссионерскую деятельность Стефана Пермского,  который  научил  «Пермскую  землю  вере  христовой,  а  прежде  кланялись зверям и  деревьям,  воде, огню  и Златой  бабе». О  Златой  бабе  упоминают  и  западные  миссионеры,  считавшие  ее  статуей Юноны, увезенной варварами из Рима после его падения.  Функциональная  неопределенность  Златой  бабы  объясняется  ее  архетипической  связью  с  рожаницами,  функции  которых  были  также  размыты.  Древние  славяне  почитали  свою  берегиню.  Ее  идол представляли в виде женщины, сделанной из золота, которая  держала  на  руках  младенца.  Другой  находился  рядом.  Оба  они  почитались  внуками  Златой  бабы,  олицетворяя,  очевидно,  непрерывность и ритмичность жизни.

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****