Многоликому миру упырей противостоят берегини, хранящие благополучие разных мест и помогающие человеку повсеместно: дома, в лесу, в поле. Очевидна семантическая связь берегинь со словом «беречь», «оберегать», прямо указывающая на их функцию. Б.А. Рыбаков соотносит мифологических берегинь с «берегом», являющимся для древнего человека символом «твердой, надежной Земли». Вероятно, в архаичную эпоху берегини, имея определенные отношения с водой, почитались как покровители живительной влаги, дождя и водных источников. Существует мнение, что персонифицированным выражением берегинь на этом этапе были вилы (русалки) – мифологические существа «низшего» порядка. Со временем функции берегинь расширились, и они стали символом покровительства человека вообще.
О берегинях известно очень немногое. В древнерусских текстах их имя только названо без ссылки на функции, что обусловило противоречивые оценки. Показательно, что в двухтомной «Мифологии народов мира» им отведено только несколько строк. Разночтения вызывают и персонифицированные воплощения берегинь, к которым, как было отмечено, иногда относят русалок, домового, Бабу-Ягу. Словом, судить о сущностной и функциональной характеристике берегинь по отрывочным свидетельствам достаточно сложно. Думается, проблему мифологического статуса берегинь следует решать в контексте эволюции общества и осмысления человеком мира и себя в системе этого мира.
В эпоху матриархата положительное, оберегающее начало, очевидно, было связано с женской ипостасью и воплотилось в различных вариациях «Бабы»: Матери мира, Златой матери, Златой бабе и т.д. По сути, это лишь разные названия божества, связанного с аграрно-магическим комплексом представлений и способствовавшего плодородию и обильному урожаю, миру, спокойствию и тишине. Нетрудно заметить, что вариации «Бабы» гносеологически восходят к рожаницам как первородному космическому началу. Но в отличие от них олицетворяют «приземленный» мир человека в его положительном качестве.
Наиболее популярной и интригующей из этого ряда является Златая баба, о которой имеются сведения в летописи, прославляющей миссионерскую деятельность Стефана Пермского, который научил «Пермскую землю вере христовой, а прежде кланялись зверям и деревьям, воде, огню и Златой бабе». О Златой бабе упоминают и западные миссионеры, считавшие ее статуей Юноны, увезенной варварами из Рима после его падения. Функциональная неопределенность Златой бабы объясняется ее архетипической связью с рожаницами, функции которых были также размыты. Древние славяне почитали свою берегиню. Ее идол представляли в виде женщины, сделанной из золота, которая держала на руках младенца. Другой находился рядом. Оба они почитались внуками Златой бабы, олицетворяя, очевидно, непрерывность и ритмичность жизни.
Автор: П.Ф. Маркин