Значительные  разночтения  существуют  в  понимании  таких  мифологических  персонажей,  как  русалка  и  Баба - Яга.  Одни  исследователи причисляют их к упырям на том основании, что они  «вредят» человеку. Другие, наоборот, считают русалок и Бабу-Ягу  изначально  берегинями,  которые  приобрели  демонические  уродливые черты в эпоху повсеместного распространения на Руси  христианства.  Так,  по  мнению  А.  Боженовой  –  автора  вступительной  статьи  и  комментариев  к  книге  «Мифы  древних  славян», «Баба-Яга изначально – прародительница, очень древнее  положительное  божество  славянского  пантеона,  хранительница...  рода  и  традиций,  детей  и  околодомашнего  (часто  лесного)  пространства... Христианству удалось превратить в свою  противоположность  и  русалку  –   древнейший  вид  берегини,  жившей  в  водах».  Э.В.   Померанцева  же  в  известной  работе  «Мифологические  персонажи  в  русском фольклоре»  утверждает,  что «нет оснований ставить знак равенства между берегинями... и  русалками».  Подобные  диаметрально  противоположные  оценки  объясняются  функциональной  сложностью, неоднозначностью данных мифологических персонажей и  культурологическими  напластованиями  в  поздние  времена.  Учитывая  весьма  устойчивые  природные  функции  русалки  и  Бабы - Яги,  их  следует  отнести  к  низшим  мифологическим  персонажам  с  их  мистически-противоречивым  отношением  к  человеку.

Еще  одним  представителем  мира  упырей  является  Лихо,  которое  в  восточнославянской  мифологии  считалось  персонифицированным воплощением горя, несчастья и злой доли.  По поверьям древних славян Лихо представлялось в образе худой,  изможденной  женщины  без  одного  глаза  («Лихо  одноглазое»).  Отсутствие  глаза  есть  признак  асимметрии,  нарушение  привычного  порядка  и  пропорций.  Поэтому  в  мифопоэтическом  сознании  древних  это  связывалось  с  инфернальным  миром.  Встреча  с  Лихо  грозит  большим  несчастьем:  человек  либо  потеряет руку, либо вовсе погибнет. Существуют свидетельства об  оборотничестве  Лихо,  способной  принимать  облик  различных  животных  (волка,  кошки  и  др.),  чтобы  неумолимо  настигать  жертву.

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****