В  эпоху  патриархата  с  доминирующим  мужским  началом  изменилось и представление о берегинях. В роли положительного  божества  выступает  Дид  как  некий  универсум  реальной  жизни,  хранитель и покровитель рода. Правда, существует версия, что под «Дидом» первоначально понималось солярное божество. В нашем  понимании  Дид  –  это  проекция  реальных  родовых  отношений,  старейшины  рода,  который  умело  верховодит,  усмиряет  свары,  хранит принципы морали, строго следя за их исполнением. Он же  охраняет  очаг  –  «малый  огонь»,  в  отличие  от  большого,  «космического»,  которым  распоряжались  небесные  боги. По  поверьям  древних  славян  зимой  Дид  сидит  в  закромах,  а  с  приходом  весны  выбирается  на  волю,  наблюдая  за  весенними  работами  и  способствуя  хорошему  урожаю.  Позднее  функции  Дида  ограничились  покровительством  супружеству  и  деторождению.  В этом  качестве  он  изображался  одетым  в  славянскую  национальную  одежду.  На  голове  его был  возложен  венок из васильков, а в руках находились две горлицы.

Еще  одним  божеством,  относящимся  к  разряду  берегинь,  в  котором  весьма  неожиданно  воплотилась  фантазия  древнего  славянина, является священный крылатый пес Семаргл (Симаргл).  Б.А. Рыбаков  связывает  его  происхождение  с  древнеиранскими  мифологическими  истоками  (иранская  мифологическая  птица  Сэнмурв).  Опираясь  на  сакральность  цифры  семь  (семь  небесных сфер,  семь  дней  недели),  В.В.  Иванов  и  В.Н.  Топоров соотносят  Семаргла  –  Семиглава  с  языческими  персонажами  балтийских славян, у которых был семиголовый идол Руевит.  В  «Песнях  птицы  Гамаюн»,  не  вошедших  в  широкий  научный  обиход,  Семаргл,  являясь  Огнебогом  (функции  огня  и  света),  относится  к  древним  и  весьма  могущественным  божествам  и  прямо  отождествляется  с  богом  огня  Сварожичем.  Существует  версия  и  о  связи  Семаргла  с  мифической  птицей  Дивом,  имя  которой  упоминается  в  «Слове  о  полку  Игореве»  и  которая  постепенно  вытесняет  архаичного  Семаргла  из  мифологического пантеона.

Однако  в  традиционной  трактовке  в  функции  Семаргла  вменялась охрана семян и посевов. Чтобы успешно выполнять эту  задачу,  необходимо  было обладать  силой  и  быстротой.  Поэтому  Семаргл  был  наделен  когтями,  зубами  и  вдобавок крыльями. Он  олицетворяет  активное, воинственное заступничество, не  давая  в  обиду своих подопечных. Необычный облик и функции Семаргла  стали  причиной  его  клиширования  в  произведениях  русского  прикладного  искусства  X–XIII  вв.  Крылатые  псы,  прыгающие  и  летающие  вокруг  молодых  посевов,  встречаются  также  в  трипольских  росписях.  Позднее  архаичного  Семаргла  стали  называть  Переплутом,  культ  которого  справлялся  в  русальную  неделю.

Вообще  мир  берегинь  (впрочем,  как  и  упырей)  чрезвычайно  многолик  и  вовсе  не  ограничивается  названными  мифологическими  персонажами.  Религия  древних  славян  была  глубоко  пантеистической,  они  поклонялись  не  только  «космическим»  природным  явлениям,  но  и  полям,  рощам,  отдельным  деревьям, рекам, озерам,  ручьям  и  т.д.  Византийский  священнослужитель Прокопий (VI век н.э.) свидетельствовал, что  славяне почитают и реки, и рощи, и нимф, и всяких других божков  и демонов. Из многочисленного пантеона они выбирали тех, кто покровительствовал и защищал род, охранял угодья и посевы,  приносил богатые  уловы  рыбы,  помогал  в  работе.  Так  появился  целый  сонм  божков,  зафиксированных  мифологическим  сознанием  древних  славян:  Сенич,  Житнич,  Пчелич,  Озернич,  Водич, Рыбич, Травич, Грибич и т.д.

К  берегиням,  очевидно,  относились  и  мифологические  существа,  объединившие  в  себе  зооморфные  и  антропоморфные  свойства  (черты  человека  и  животного).  Подобный  симбиоз  –  явление, характерное для  мировой  мифологии вообще:  античные  кентавр  («человеко-конь»),  минотавр  («человеко-бык»),  сфинкс  («человеко - лев»), египетский бог смерти Анубис с песьей головой  и  Озирис с  головой  птицы  и т.д.  Такими  божествами у древних  славян  были  сладкозвучная  птица  Сирин  с  женским  лицом,  возрождающаяся  из  пепла  птица  Феникс,  Жар - птица,  Полкан  –  славянский  кентавр  («пол-конь»). К сожалению,  их  функциональность и релевантные свойства в период фольклорно- сказочного  бытования  во  многом  оказались  утраченными.  И сегодняшние  интерпретации этих персонажей, скорее, гипотетические, нежели действительные их функции.

В  заключение  следует  подчеркнуть,  что  архаический  мир  упырей  и  берегинь  постоянно  эволюционизировал  и  видоизменялся,  обретая  одни  функции  и  теряя  другие,  пока  не  приобрёл  типологически  устойчивые  признаки.  Поэтому  в  классическую  эпоху  те  же  самые  персонажи  кодифицируются,  приобретая  особый,  отличительный  от  других характер.  Об  этих  персонажах еще предстоит отдельный разговор.

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предыдущая статья здесь.

***

*****