В эпоху патриархата с доминирующим мужским началом изменилось и представление о берегинях. В роли положительного божества выступает Дид как некий универсум реальной жизни, хранитель и покровитель рода. Правда, существует версия, что под «Дидом» первоначально понималось солярное божество. В нашем понимании Дид – это проекция реальных родовых отношений, старейшины рода, который умело верховодит, усмиряет свары, хранит принципы морали, строго следя за их исполнением. Он же охраняет очаг – «малый огонь», в отличие от большого, «космического», которым распоряжались небесные боги. По поверьям древних славян зимой Дид сидит в закромах, а с приходом весны выбирается на волю, наблюдая за весенними работами и способствуя хорошему урожаю. Позднее функции Дида ограничились покровительством супружеству и деторождению. В этом качестве он изображался одетым в славянскую национальную одежду. На голове его был возложен венок из васильков, а в руках находились две горлицы.
Еще одним божеством, относящимся к разряду берегинь, в котором весьма неожиданно воплотилась фантазия древнего славянина, является священный крылатый пес Семаргл (Симаргл). Б.А. Рыбаков связывает его происхождение с древнеиранскими мифологическими истоками (иранская мифологическая птица Сэнмурв). Опираясь на сакральность цифры семь (семь небесных сфер, семь дней недели), В.В. Иванов и В.Н. Топоров соотносят Семаргла – Семиглава с языческими персонажами балтийских славян, у которых был семиголовый идол Руевит. В «Песнях птицы Гамаюн», не вошедших в широкий научный обиход, Семаргл, являясь Огнебогом (функции огня и света), относится к древним и весьма могущественным божествам и прямо отождествляется с богом огня Сварожичем. Существует версия и о связи Семаргла с мифической птицей Дивом, имя которой упоминается в «Слове о полку Игореве» и которая постепенно вытесняет архаичного Семаргла из мифологического пантеона.
Однако в традиционной трактовке в функции Семаргла вменялась охрана семян и посевов. Чтобы успешно выполнять эту задачу, необходимо было обладать силой и быстротой. Поэтому Семаргл был наделен когтями, зубами и вдобавок крыльями. Он олицетворяет активное, воинственное заступничество, не давая в обиду своих подопечных. Необычный облик и функции Семаргла стали причиной его клиширования в произведениях русского прикладного искусства X–XIII вв. Крылатые псы, прыгающие и летающие вокруг молодых посевов, встречаются также в трипольских росписях. Позднее архаичного Семаргла стали называть Переплутом, культ которого справлялся в русальную неделю.
Вообще мир берегинь (впрочем, как и упырей) чрезвычайно многолик и вовсе не ограничивается названными мифологическими персонажами. Религия древних славян была глубоко пантеистической, они поклонялись не только «космическим» природным явлениям, но и полям, рощам, отдельным деревьям, рекам, озерам, ручьям и т.д. Византийский священнослужитель Прокопий (VI век н.э.) свидетельствовал, что славяне почитают и реки, и рощи, и нимф, и всяких других божков и демонов. Из многочисленного пантеона они выбирали тех, кто покровительствовал и защищал род, охранял угодья и посевы, приносил богатые уловы рыбы, помогал в работе. Так появился целый сонм божков, зафиксированных мифологическим сознанием древних славян: Сенич, Житнич, Пчелич, Озернич, Водич, Рыбич, Травич, Грибич и т.д.
К берегиням, очевидно, относились и мифологические существа, объединившие в себе зооморфные и антропоморфные свойства (черты человека и животного). Подобный симбиоз – явление, характерное для мировой мифологии вообще: античные кентавр («человеко-конь»), минотавр («человеко-бык»), сфинкс («человеко - лев»), египетский бог смерти Анубис с песьей головой и Озирис с головой птицы и т.д. Такими божествами у древних славян были сладкозвучная птица Сирин с женским лицом, возрождающаяся из пепла птица Феникс, Жар - птица, Полкан – славянский кентавр («пол-конь»). К сожалению, их функциональность и релевантные свойства в период фольклорно- сказочного бытования во многом оказались утраченными. И сегодняшние интерпретации этих персонажей, скорее, гипотетические, нежели действительные их функции.
В заключение следует подчеркнуть, что архаический мир упырей и берегинь постоянно эволюционизировал и видоизменялся, обретая одни функции и теряя другие, пока не приобрёл типологически устойчивые признаки. Поэтому в классическую эпоху те же самые персонажи кодифицируются, приобретая особый, отличительный от других характер. Об этих персонажах еще предстоит отдельный разговор.
Автор: П.Ф. Маркин
Предыдущая статья здесь.