Рассмотрение типологических признаков лирических стихотворений С. Есенина в функциональном аспекте позволяет сделать следующие выводы:
1. Функциональные типы, соответствие которых интуитивным представлениям носителей языка о степени затрудненности восприятия текста и вариативности его содержания на разных уровнях предстоит выявить экспериментально, выделены на основании анализа особенностей организации лексических микросистем, образующих тестовые гиперпарадигмы. Функционально-типологические характеристики текста, как показало исследование, основываются на следующих признаках:
1) проективный или концептуальный принцип отражения действительности, лежащей в основе текста. Как правило, произведения, в которых присутствует в основном один из принципов, является вариативным либо на образном, либо на понятийном уровне. При этом важную роль играет осознание реципиентом всего произведения или его фрагмента как проективного или концептуального;
2) степень самостоятельности функционирования оценочной парадигмы и однозначность, непротиворечивость содержащихся в ней оценок;
3) соответствие эксплицитно выраженных оценок общим эмоционально-оценочным закономерностям развития той или иной антиномии, наличие подтекста (имплекатем);
4) особенности средств пересечения парадигм в составе гиперпарадигмы, в частности - наличие собственно языковых средств пересечения парадигм, степень дублирования средств пересечения. Особое место в ряду средств пересечения парадигм занимает метафора, т. к. от таких ее параметров, как глубина метафоризации и степень развернутости метафорических цепочек, зависит степень вариативности восприятия текста;
5) тип парадигм, определяемый их составом, и функции парадигм, в частности - место, которое занимают в структуре метафорических сочетаний лексемы природной и религиозной парадигм (позиции метафорического слова и модификатора);
6) наличие в тексте с трудом поддающихся интерпретации слов (религиозная лексика, диалектизмы и пр.);
7) наличие в произведении символов, интерпретация которых затруднена из-за необходимости учета значительного корпуса произведений, в которых данный символ развивается.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что глубина текста - функционально-типологический параметр, лишенный черт абсолютной константности, т. к. степень глубины текста определяется не только отмеченными особенностями структуры художественного текста, но и личностными качествами воспринимающих.
2. Хотя анализ с точки зрения глубины текста не производился в монографии на всем корпусе лирики С. Есенина (рассмотрено около 70 стихотворений), однако каждая антиномия была представлена относительно одинаковым количеством произведений разных периодов, что позволяет сделать выводы о глубине текстов, относящихся к разным антиномиям. Наибольшей глубиной характеризуются тексты, относящиеся к антиномии ЗЕМНОЕ - ПОТУСТОРОННЕЕ (средний показатель глубины - 4), что, как представляется, может быть объяснено сложностью самой антиномии, особенностями функционированиялексем природной парадигму, а также усложненностью соответствующих средств пересечения парадигм. Более низкой является средняя глубина текста в произведениях, относящихся к антиномии ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ (3, 2), самой низкой (2, 4) - в произведениях, развивающих антиномию МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ, Эти данные свидетельствуют о разной степени «прозрачности» отношений между парадигмами в разных группах стихотворений, о большей или меньшей определенности оценочных характеристик. Средняя глубина текста всех рассмотренных стихотворений является относительно низкой (2, 9), т. е. в целом стихотворения С. Есенина не вызывают значительных трудностей при восприятии, что. как можно предположить, является одной из причин популярности есенинского творчества.
3. Достаточно четко прослеживаются различия в глубине текста, характерные для произведений разных периодов. Действующие здесь закономерности в основном совпадают с закономерностями изменения глубины метафоризации в есенинском творчестве. Глубина текста н глубина метафоризации, безусловно, коррелирующие величины, поскольку глубина метафоризации является одним из параметров глубины текста. Начальный период творчества С. Есенина характеризуется низкой глубиной текста, затем во втором периоде творчества глубина текста начинает расти, достигая максимума в 1919 - 1921 гг., т. е. в период наиболее тесной связи С. Есенина с имажинизмом. Во второй половине третьего периода наблюдается снижение глубины текста.
Приведенные выше цифровые данные не имеют абсолютного значения и призваны лишь проиллюстрировать общую тенденцию изменения глубины текста в творчестве С. Есенина. Описанным изменениям соответствуют и характеристики природной парадигмы, которые свидетельствуют об усложненном восприятии есенинских произведений в конце второго - начале третьего периода творчества.
Автор: И.И. Степанченко
Предыдущая статья здесь. начало цикла статей о поэтическом языке Сергея Есенина здесь.