Лексика лирики С. Есенина настолько многообразна, что ее рассмотрение в указанном выше аспекте предусматривает расчленение всего корпуса лексем на более частные разряды. Такое расчленение предлагается проводить не на языковой, а на образно-понятийной основе, поскольку лексические микросистемы рассматриваются в связи с выполняемыми в тексте функциями.
В любом идиостиле можно выделить доминантные черты разной степени обобщенности (Золян 1986). Наиболее общей доминантной чертой есенинского ндиостиля является контрастность, «двое- мирность», отмечаемая многими исследователями (Марченко 1972; Новикова 1975; Михайлов 1986 и др.).
Раздвоенность художественного мира С. Есенина - проявление его метода анализа действительности как взаимодействия противоположных начал, метода, исторически обусловленного и требующего специального отбора языковых средств для своего воплощения. Противоположные взаимосвязанные начала, составляющие каркас художественного мира С. Есенина, могут быть названы антиномиями, поскольку, как правило, соответствующее противоречие не находит разрешения ни в пределах отдельных циклов произведений, ни в пределах всего есенинского творчества. Такие антиномии выделяются на образно-понятийном уровне содержательной структуры текста, являются ведущими в той или иной группе произведений и могут быть положены в основу расчленения соответствующего корпуса лексики.
Внутри каждой антиномии лексические парадигмы организованы в гиперпарадигмы, исследование которых позволяет сделать выводы об особенностях системной организации лексики в лирике поэта.
Ранняя есенинская лирика 1910 - 1914 гг. практически лишена антиномий, однако в ней формируются мотивы, которые впоследствии составят одну из противоположных сторон антиномии. Например, в стихотворении «Подражание песне» присутствуют мотивы любви и смерти, в стихотворении «Дымом половодье» и «Сыплет черемуха снегом» - религиозные мотивы, в стихотворении «Выткался на озере» - любовный мотив, в стихотворении «Калики» - мотив пути и т. д.
Приблизительно с 1914 г. начинается разработка глобальной для творчества С. Есенина антиномии ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ, которая имеет два аспекта: ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ стихотворения и ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ ДРУГИХ ГЕРОЕВ стихотворения. Для есенинской поэзии 1914 г. характерен второй аспект, представленный, в частности, в стихотворении «Зашумели над затоном тростники» (ранее эта антиномия была намечена в стихотворениях «Подражание песне», «Хороша была Танюша» и др.).
В стихотворении того же 1914 г. «Троицыно утро, утренний канон» в центре внимания С. Есенина другая центральная антиномия, которая в различных модификациях также пройдет через все есенинское творчество, — ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ. В названном стихотворении эта антиномия рассматривается в аспекте МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ.
В произведениях 1915 г. намечается такая антиномия, как ПУТЬ - ПРИЮТ («Устал я жить в родном краю»), пересекающаяся с антиномией ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ.
В 1916 г. в лирике С. Есенина появляется антиномия РЕЛИГИЯ (САМООТРЕЧЕНИЕ) - МИРСКОЙ РАЗГУЛ СТРАСТЕЙ («Опять раскинулся узорно»), разрабатывается антиномия ПУТЬ - ПРИЮТ («Голубень», «Запели тесаные дроги»), модифицируется антиномия ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ («Я снова здесь, в семье родной». «О красном вечере задумалась дорога», «Не бродить, не мять в кустах багряных»).
Для лирики первых послереволюционных лет характерна антиномия ЗЕМНОЕ - ПОТУСТОРОННЕЕ («Разбуди меня завтра рано», «Серебристая дорога», «Хорошо под осеннюю свежесть», «Душа грустит о небесах»).
В стихотворениях 1920 - 1925 гг. всесторонне разрабатываются различные аспекты антиномий ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ («Я последний поэт деревни», «Пой же, пой. На проклятой гитаре», «Вечер черные брови насопил», «Мы теперь уходим понемногу», «До свиданья, друг мой, до свиданья»), МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ («По-осеннему кычет сова», «Не жалею, не зову, не плачу», «Пускай ты выпита другим», «Этой грусти теперь не рассыпать», «Синий май. Заревая теплынь»), ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ («Хулиган», «Мир таинственный, мир мой древний», «Все живое особой метой», «Заметался пожар голубой», «Сукин сын», «Ах, как много на свете кошек»), ПУТЬ - ПРИЮТ («Эта улица мне знакома», «Не вернусь я в отчий дом», «В этом мире я только прохожий»).
Кроме сквозных антиномий, проходящих через все творчество поэта или через его отдельные значительные этапы, есенинским стихам присущи и частные антиномии, которые в некоторых случаях являются отдельными аспектами сквозных, в других случаях носят самостоятельный характер. Примером частных антиномий первого типа может служить антиномия ЛЮБОВЬ - РОК или антиномия ИСКРЕННОСТЬ - НАИГРЫШ («Не гляди на меня с упреком», «Может. поздно, может, слишком рано», «Ты такая ж простая, как все». «Пускай ты выпита другим»), являющиеся частными по отношению к общей антиномии МОЛОДОСТЬ - УВЯДАНИЕ. К самостоятельным частным антиномиям следует отнести антиномии ИДЕАЛ - РЕАЛЬНОСТЬ («Вижу сон. Дорога черная», «Жизнь – обман с чарующей тоскою»), ИСТИННОЕ - НАНОСНОЕ («Пушкину») и др.
Автор: И.И. Степанченко
Продолжение здесь.