Антиномия ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ в основном развивается в творчестве С. Есенина последнего периода. Ведущие лексические парадигмы, формирующие данную антиномию, - ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, ПРИРОДА, ОЦЕНКА В ранних произведениях (до 1919 г.), как правило, присутствует парадигма РЕЛИГИЯ, позже - другие частные парадигмы, связанные с варьированием антиномии.
Стихотворение «Я снова здесь, в семье родной» (1916) - одно из первых произведений С. Есенина, в которых разрабатывается антиномия ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ, носит преимущественно проективный характер. Эмоциональное состояние лирического героя - это состояние переходности. Парадигмы ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИ и ПРИРОДА пересекаются друг с другом благодаря связи с оценочной и отчасти с религиозной парадигмами: МОЛЮСЬ ДЫМЯЩЕЙСЯ ЗЕМЛЕ О НЕВОЗВРАТНЫХ. Будучи связанными друг с другом, мир лирического героя и мир природы не слиты воедино, существуют обособленно, но характеристики одного мира воспринимаются как характеристики другого. СЕДИНЫ, НАДЛОМЛЕННЫЙ и др. одновременно соотносятся с природой и лирическим героем.
Связь миров природы и лирического героя - это связь неизменного и преходящего. Как и в большей части стихотворений С. Есенина, соотношение этих двух миров здесь носит диалектически противоречивый характер. С одной стороны, природа и лирический герой, благодаря совпадению эмоционально-оценочных характеристик, воспринимаются как принадлежащие к одному, общему для них миру: ПАСМУРНЫЙ ДЕНЬ, КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ - ГРУСТЬ МЕНЯ ВОЛНУЕТ НЕПРЕОДОЛИМО. Общая для этих миров эмоциональная тональность подчеркивается метафорой ГРУСТЬ ВЕЧЕРНЯЯ, связывающей обе парадигмы. С другой стороны, мир природы (родного края) и лирического героя противопоставлены, что связано с антитезой НЕИЗМЕННОЕ - ПРЕХОДЯЩЕЕ. Эта антитеза формируется, в частности, при помощи парадигмы временных локализаторов, которая характерна для большей части стихотворений рассматриваемой группы: БОЛЬШЕ НЕ УВИЖУ, КАНУЛИ ГОДА, ВЫ УШЛИ КУДА-ТО, НЕВОЗВРАТНЫЕ, ДАЛЕКИЕ. Эта группа временных локализаторов относится к миру лирического героя. Им противопоставлен временной лонализатор ПО-ПРЕЖНЕМУ (ШУМИТ ВОДА), характеризующий мир природы. Общий для большей части есенинских стихов принцип единства противопоставленных сторон позволяет избежать прямых оценочных характеристик при повышенной эмоциональности стиха. МОЛЮСЬ О НЕВОЗВРАТНЫХ И ДАЛЕКИХ и ГРУСТЬ ВЕЧЕРНЯЯ - ключевые словосочетания, определяющие эмоциональную тональность есенинского произведения. Здесь нет надрыва, безысходности, но нет и однозначности разрешения противоречия между неизменностью бытия природы и преходящим характером человеческой жизни.
Автор: И.И. Степанченко