Таким образом, антиномия ЗЕМНОЕ - ПОТУСТОРОННЕЕ претерпевает существенные изменения в ходе своего развития. Эти изменения определяются особенностями состава соответствующих лексических парадигм, их функциями и средствами пересечения друг с другом. Основная линия изменения функциональных типов есенинских стихотворений в пределах данной антиномии сводится, как пока­ зал анализ, к движению от проективности к концептуальности и за­ тем к относительной уравновешенности проективного и концептуального аспектов содержания. Эти закономерности определяют лишь общие тенденции развития отмеченной антиномии и допускают различные отклонения от нее в ту или иную сторону.

Анализ парадигматических микросистем поэтической лексики свидетельствует о том, что наиболее частотным является пересечение парадигмы РЕЛИГИЯ с парадигмами ПРИРОДА и ОЦЕНКА, ибо функции природной парадигмы и характер оценки определяют степень проективности / концептуальности текста.

От функций лексической парадигмы зависят и способы ее пересечения с другими парадигмами. Здесь наблюдается некоторая цикличность: лексемы религиозной парадигмы вначале предстают как средство анализа других парадигм, занимая позицию объекта сравнения в сравнительной конструкции или метафорического слова в метафорической синтагме. В более позднем творчестве С. Есенина рассматриваемые лексемы соотносятся с миром, который выступает в роли объекта анализа, и занимают позицию субъекта сравнения или расшифровывающего члена в метафорической конструкции. На заключительном этапе развития антиномии религиозная парадигма вновь предстает как средство анализа других парадигм в связи с зарождением новых антиномий.

Анализ антиномии ЗЕМНОЕ - ПОТУСТОРОННЕЕ показал сложность отношения С.А. Есенина к потустороннему началу, действие постоянно противоборствующих сил отталкивания и притяжения в его художественном мире, а по существу - углубленный анализ диалектики отношений разных сторон духовной жизни человека.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****