В романах Гончарова не столько герой, «положительный человек», создает драматическую ситуацию, сколько героини, чья значимость, в отличие от значимости «положительного человека», постепенно возрастает в сюжетных линиях романов. В «Обыкновенной истории» такая тенденция находится только «в зародыше».

Подробнее...

Женские образы в творчестве Гончарова — тема действительно огромная и увлекательная. Еще Белинский отмечал необыкновенное мастерство Гончарова «рисовать женские характеры»'. Именно женские образы его романов вызывают огромный читательский интерес. Бесспорно, что образы Ольги и Веры были большой удачей в гончаровском творчестве.

Подробнее...

Одним из аспектов особенностей гончаровской типологизации является взаимообусловленность и взаимосвязь женских образов внутри романов. Гончаров не только развивает женские характеры из романа в роман, но и умеет в отдельном романе показывать разновидности женского типа в сравнении-противопоставлении.

Подробнее...

Три своих романа — «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», Гончаров называл «трилогией»: «Я вижу не три романа, а один» (Гончаров, И. А. Собрание сочинений: в 8 т. / И. А. Гончаров; Под общ. ред. С. И. Машинского, В. А. Недзвецкого, К. И. Тюнькина; Вступ. ст. К. И. Тюнькина. — М.: Художественная литература, 1977 — 1980, Т. VIII, с. 107).

Подробнее...

Образ Ольги выписывается Гончаровым словно «с чистого листа». У нее нет предыстории, нет и предшественниц в русской литературе. Это совершенно новый характер. Но смысл его саморазвития почти тот же, который обозначен уже в «Обыкновенной истории» — поиск не «нормы», а меры, уровня полноценной духовно и деятельно обогащенной жизни (Щеблыкин И.П. Эволюция женских образов в романах И. А. Гончарова // И А. Гончаров: Материалы междунар. конф., посвящ. 190-летию со дня рожд. И. А. Гончарова: сб. ст. — Ульяновск, 2003, с. 173).

Подробнее...

***

*****