Водяной  (Водяник,  Водовик,  Водяной  дедушка),  являясь  владыкой  местных  водоемов,  олицетворял  стихию  воды  как  отрицательного,  опасного  человеку  начала.  Несмотря  на  то,  что  Водяной рангом ниже Царя Морского, какой-либо иерархической  зависимости  между  ними  нет.  Это  два  хозяина  одной  стихии:  морской  (обширной)  и  речной,  озерной  (локальной). Э.В.  Померанцева  вообще  считает  их  различными  интерпретациями  одного и того же водного божества. Типологические приметы  Водяного весьма противоречивы. Неясным представляется уже его  происхождение: по одним источникам, Водяные – дети черта; по  другим – заложные покойники или проклятые родителями дети.

1. «Портретные» характеристики Водяного. Представления о Водяном  складываются  из  различных  фольклорных  жанров:  быличек  (бывальщин),  пословиц,  заговоров  и  заклинаний.  Несмотря  на  стертость  и  неопределенность,  облик  Водяного  преимущественно антропоморфный.  В классическом варианте  он  изображался  голым  стариком  с  большим  животом,  опутанным  тиной,  с  длинной  бородой  и  зелеными  усами.  Нагота  водяного  символична,  являясь  «знаком  субстанциональной  сущности,  отсутствия  «видимого»  статуса,  пребывания  в  пограничной  ситуации  между  «тем»  и  «этим»  мирами».  Волосы  водного  духа  черные,  распущенные,  длинные,  такого  же  цвета  борода  и  усы.  Другие  источники  говорят  о  волосах  белого  цвета,  покрывающих тело Водяного, и зеленых усах. Глаза Водяного  горящие,  большие,  красные,  подобно  раскаленным  углям  –  возможная  парадигма  огня  как  одной  из  субстанциональных  стихий мироздания.

Антропоморфный облик Водяного проявляется и в его одежде,  характерной  для  простонародной  (крестьянской)  среды.  В цветописи одежды водного духа доминируют черный либо синие  цвета,  реже  –  болотистый  (зеленоватый)  либо  серый.  «Хозяин»  может быть одет в армяк, зипун, на его голове шапка болотистого  цвета,  порой  в  буквальном  смысле  состоящая  из  водорослей  и  болотистых  растений.  Водяной  не  ограничивается  родной  стихией.  Антропоморфность  водного  духа  позволяет  ему  появляться среди людей, чаще всего  в питейном заведении.  А.Н.  Афанасьев  приводит  фольклорные  свидетельства  о  пристрастии  Водяного к  вину  и хмельному меду,  связывая это  со  стихийным  (облачным)  его  генезисом:  «вино  и  мед  были  самыми  употребительными  метафорами  дождя».  Среди  людей  Водяного  узнают  по  характерному  признаку:  с  левой  полы  его  одежды всегда капает вода. Меморатные свидетельства отмечают  и  зооморфные  признаки  «водяного  дедушки»,  который  может  явиться «с коровьими ногами и хвостом» и «с рогами на голове»,  «величиной с добрую лошадь». Рога и хвост – типологические  «знаки»,  свидетельствующие  о  принадлежности  к  «нечистому»  миру,  что  связывает  Водяного  с  древнейшими  архаичными  истоками  –   миром  упырей.  Одновременно  это  и  знаковые  признаки христианского черта –   результат демонизации Водяного  после крещения Руси.

В  облике  Водяного  актуализированы  и  орнитологические  приметы:  гусиные  лапы  вместо  ног,  перепонки  вместо  пальцев.  Как  и  другие  духи  «хозяин»  обладает  даром  реинкарнации,  являясь  в  облике  лебедя,  коровы,  собаки,  свиньи  и  т.д.  Однако  чаще  всего  он  реинкарнирован  в  огромного  сома,  либо  в  необычных  размеров  щуку.  Правда,  сом  порой  используется  в  качестве транспортного средства, отсюда его вербальное значение  –  «чертов  конь»,  возникшее  уже  во  времена  христианства.  В  «рыбьем»  качестве  тело  «хозяина»  водной  стихии  переливается  как  чешуя;  в  редких  случаях  вместо  ног  у  него  рыбий  хвост  –  очевидный аналог с мифологемой русалки.

2. Локус Водяного, его жилище. Среда обитания водного духа локализована  внутренними  водными  водоемами  –  озерами  и  реками.  Согласно  фольклорным  источникам  (быличкам  прежде  всего)  водяные  живут  в  самых  глубоких  местах:  омутах, водоворотах  рек и  озер.  Но  особенно охотно  Водяные  селятся  в  омуте,  под  мельничными  колесами  (мельничное  колесо  –   олицетворение  громоносной  тучи).  Там  у  них  выстроены  каменные  палаты  либо  обширная  деревянная  изба.  У  Водяного  имеется  свое  хозяйство,  состоящее  из  стада  коров,  овец  и  даже  лошадей,  которых  он  выводит  ночью  на  пастбище.  Подобно  людям,  водяные  имеют  семьи,  женясь  на  водяных  девах  (водяницах – архаичных предтечах водяного, русалках, дунавках),  либо  утопленицах.  В  некоторых  меморатах  представляют  сниженный  облик  жены  Водяного  как  женщины  с  гипертрофированно  большими  грудями  и  длинными  волосами.  Зимой  Водяной  погружается  в  спячку,  с  летом  же  связан  наивысший пик его деятельности –   символ апогея жизненных сил  природы,  где  воде  принадлежит  важная  роль  в  качестве  жизнетворного начала.

3. Функции,  предикаты  Водяного.  Вода  –   родная  стихия  Водяного,  и  все,  что  связано  с  ней,  подчиняется  его  воле.  В  ведении «дедушки» находятся рыбы и другие водные существа. По  некоторым фольклорным версиям, Водяной являлся покровителем  мельников и пчеловодов. Вообще,  диапазон его функциональных  проявлений  амбивалентен:  он  весьма  привередливый  и  противоречивый  дух.  Так,  «хозяин»  водной  стихии  может  покровительствовать человеку, оберегая его сети и давая большой  улов.  Но  он  же  заманивает  купающихся  в  опасные  места,  переворачивает  лодки,  прорывает  плотины,  ломает  мельничные  колеса.  В христианскую эпоху в связи с демонизацией «низших»  персонажей  Водяному  приписывается  и  функция  «ловца  человеческих душ», когда тело утопленника возвращается в «этот»  мир, а душа остается в «том» мире, пополняя «число духов воды».  При  этом  «статус  таких духов в потустороннем  мире, по мысли  Н.А.  Криничной,  –  зависит  от  пола  и  возраста…  Мужчина  становится  водяным,  либо  слугой,  работником  «хозяина»,  женщина  –  русалкой  или  водяницей,  мальчик  или  девочка  –  детьми духа реки (озера).

Как  и  другие  духи  «низшей»  мифологии  Водяной  может  выступать и в роли  духа-визионария, предсказывая погоду, виды на  улов  и т.п.,  а  порой  и программируя судьбу  самого человека.  Правда, прорицания Водяного чаще всего прогнозируют несчастья  и беды, но он же может предсказать и удачный улов, и хорошую  погоду.  Амбивалентность  Водяного  проявляется  и  в  такой  неспецифичной  для  духов функции,  как  целительство.  Вода  изначально  воспринималась  человеком  как  квинтэссенция  живительных,  исцеляющих  сил  природы.  Вот  почему  водяной  –   хозяин водной  стихии  –   может выступать  в роли  целителя  либо  навлечь  на человека  болезнь.  Это  функция,  имеющая  глубинные  архетипические  истоки,  маркированные  символами  «живой»  и  «мертвой» воды.

4. Взаимоотношения  человека  и  Водяного.  Отношения  человека  с  водным  духом  строятся  по  принципу  оппозиции:  «свое»  –  «чужое».  Водяной  –  существо  «чужого»,  а  потому  враждебного  мира, но  с ним,  в отличие  от  русалки, можно было  вступить  в  договорные  отношения.  Ритуал  договора  человека  с  Водяным  был  строго  регламентирован,  включая  определенное  время  и  место  встречи  с  «хозяином»,  условия  договора,  основанного  на принципе  «я  –   тебе,  ты  –   мне»,  и,  наконец,  акт  жертвоприношения.  Встречи  человека  с  Водяным  маркированы   определенными  периодами,  связанными  с  языческими  природными циклами, позже  –   с  христианскими  датами  (Петров  день,  Ильин  день  и  т.п.),  а  также  с  хронотопными  локусами  –   полднем  и  полночью,  символизирующими  переходные  рубежи  суточного цикла. Местом встречи,   как правило, являлся берег реки  или  озера  как  символический  рубеж  «этого»  и  «того»  миров.  Условия  договора  предполагали  сотрудничество,  основанное  на  согласии  и  взаимной  выгоде.  Как  существо  «иного»  мира,  обладающее  магическими  способностями,  водяной  брал   на  себя  обязательства помогать человеку, быть своеобразным медиатором  между  двумя  мирами.  Ответной  платой  хозяину  являлись  жертвоприношение и всевозможные дары.

Мифосимволический  дискурс  жертвоприношения  –   это  своеобразная  эманация  «хозяина»  водной  стихии,  «восполнение  его  жизненной  энергии».  Поэтому  жертвоприношения  сопровождались  магическими  действиями,  обрядами  и  заклинаниями:  троекратное  обращение,  поклоны  и  т.д.  (в мифопоэтической  символике  нечетные  числа  отмечены  положительным  смыслом,  в  то  время  как  четные  маркированы  инфернальной  семантикой).  Время  жертвоприношения  датировалось либо весеннее-осенним циклом, либо связывалось со  строительством  плотины или  водяной мельницы.  Вот почему  мельник, желая благополучия своему делу, должен был обязательно  вступать с водяным в договорные отношения.

В  качестве  жертвы  обычно  выступали  домашние  животные.  Учитывая  цветовую  «эмблематику»  Водяного  (преимущественно  черный  цвет),  ему  приносили  в  жертву  животных  такой  масти:  черного  петуха,  козла  и  даже  лошадь.  А  у  мельников  даже  существовал  обычай  держать  в  хозяйстве  животных  подобного  окраса.  Однако  Водяной  принимает  и  вполне  бескровные  жертвоприношения, атрибутикой которых может быть хлеб, табак  и  даже  водка  (реминисценция  «хмельного  синдрома»  водного  духа).  Так  сохранилась  ритуальная  формула  рыбаков:  «На  тебе,  водяной,  табаку,  давай  мне  рыбку»,  как  способ  контакта  с  «хозяином»  и  стремление  вызвать  его  благосклонность.  Пчеловоды же, заботясь  о  покровительстве водяного,  в  качестве  жертвы приносили ему первые соты меда и даже рой пчел. 

При  нежелании  Водяного  вступать  в  договорные  отношения  либо  «неадекватности», враждебности его поведения используют  разнообразные  заградительные  средства:  обереги,  заговоры  и  заклинания ритуального характера:  

а) в  места обитания водяного опускают железные предметы –   магические обереги от воздействия инфернальных сил; 

б) льют в воду деготь и смолу;  

в)  производят  обряд  крещения  воды  с  опусканием  в  воду  креста – оберега, связанного с эпохой христианизации; 

г)  произносят  бранные  слова  –   ритуальные  формулы,  оказывающие  заградительное  воздействие  на  инфернальные  проявления духов вообще.

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****