Царь  Морской  олицетворял  водную  стихию  вообще,  но  человек  в  своей  повседневной  практике  сталкивался  с  конкретными  водными  источниками.  Поэтому  божества  –  обитатели  рек,  озер,  прудов  –  приобретали  для  него  жизненно  важное значение. В этом смысле большое место в мифологическом  сознании  древних  славян  занимали  хозяева  местных  водоемов  –  Водяной и русалка. Вообще, в системе мифологического пантеона  водяным,  русалкам,  полудницам,  так  же,  как  и  упырям,  лешим,  домовым,  банникам  и  т.д.,  отводится  место  в  ряду  персонажей  «низшей  мифологии».  Больше  того, в мифологической  иерархии  они теряют статус богов, становясь духами (демонами). Если боги  –   мифологические  существа,  имеющие  персонифицированный  облик,  воплотившийся  в  идоле,  а  также  весьма  очерченные  функции,  свои  храмы,  жертвенники,  служителей  и  ритуальные  обряды, то духи –   аморфные, бестелесные создания, не имеющие  определенных  канонизированных  характеристик  и  посвященных  им  храмов.  Тем  не  менее  они  занимали  важное  место  в  мифологическом сознании древних славян.  Это  связано  с эпохой  христианизации,  когда  верхний  горизонт  языческих  верований  был  разрушен,  его  место  заняли,  получив  статус  сакральных,  христианские  боги,  а  языческие  переместились  в  локус  нижнего  мира,  архетипически  связанного  с  инфернальными  смыслами.  Однако  глубинные  архетипические  представления  о  духах,  связанных с природными стихиями, закрепились в  «коллективно- бессознательной»  памяти  человека,  обеспечив  их  живучесть  в  народном  мифосознании.  Реликты  «коллективно - бессознательного»  отразились  в  наиболее  известных  персонажах  «низшей  мифологии»,  ассоциативно  воплотивших  основные  стихийные доминанты:  огонь (домовой,  баенник,  овинник);  вода  (водяной, русалка); земля, древесно-растительный мир (леший). В  этом  смысле  духи  являлись  своеобразными  медиаторами  между  человеком и этими стихиями.

Духи  присутствовали  рядом  с  человеком,  их  влияние  (чаще  всего  отрицательное)  постоянно  ощущалось  в  повседневной  жизненной практике. Мир духов многолик, так как каждый из них занимал  определенную  природную  или  бытовую  «нишу».  По  поверьям древних   славян, реки, озера, болота, леса, поля, жилище  человека – все было заселено духами и требовало их почитания. В  связи  с  этим  назовем  их  некоторые  типологические  приметы.  Здесь  существует  своя  иерархия,  обусловленная  функциональностью  этих  персонажей.  Есть   духи  с  менее  выраженным, «периферийным» мифологическим статусом, и есть  устоявшиеся,  типологически  сложившиеся  образы.  Но  характерным  свойством  для  тех  и  других  является  неопределенность, «импрессионистичность» их внешнего облика и  способность к реинкарнации и оборотничеству.

Отношения человека с духами строятся по принципу «своего»  –   «чужого»:  «мне  –   мое,  тебе  –   твое».  Однако  эту  грань  можно  преодолеть, задавая им вопросы, круг которых может быть самым  разнообразным.  И  здесь  многое  зависит  от  функций  и  «характера»  духа.  С  одними  (водяной,  леший,  домовой)  можно  вступить  в  договорные  отношения,  принеся  им  жертву,  либо  обратившись с магической просьбой; другие (русалки) однозначно  враждебны  человеку.  С  другой  стороны,  и  духи  обращаются  к  людям,  требуя,  угрожая,  предостерегая,  предлагая  свои  услуги.  При  этом  они  сулят  человеку  всевозможные  блага,  которые,  в  конечном  счете,  оборачиваются  обманом.  Еще  одно  средство  установления  контакта  с  персонажами  «низшей  мифологии»  –  называние  их  имени.  По  мифологическим  поверьям,  имя  есть  проявление сущности, познание которой демифологизирует духов,  и они вынуждены вступить в диалог с человеком.

Персонажи «низшей мифологии», в силу их непосредственного  контакта  с  человеком,  полнее  всего  сохранились  в  народном  мифосознании,  быту,  в  различных  фольклорных  жанрах  (быличках,  бывальщинах,  заговорах  и  т.д.).  Обширностью  фольклорного  материала  объясняется  и  более  полное,  по  сравнению  с  другими  мифоперсонажами,  изучение  категории  славянских  духов.  В  работах  А.Н.  Афанасьева,  Е.В.  Аничкова,  Н.М.  Гальковского,  С.В.  Максимова,  Э.В.  Померанцевой,  В.Я.  Проппа,  Н.И.  Толстого,  Н.И.  Криничной,  Д.К. Зеленина  и  др.  исследователей  на  основе  фольклорных  текстов  (былички, бывальщины)  изучены  различные  аспекты  этих  персонажей,  их  функциональные  свойства  и  типология.  В  значительной  мере  следуя  за  ними,  отметим  наиболее  характерные  парадигматические приметы этих персонажей.

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****