Еще одним духом водной стихии является русалка – древний языческий  персонаж,  бытовавший,  вероятно,  еще  во  времена  матриархата и связанный с властью над водой. Неясна этимология  слова «русалка»,  параллельно  которому существуют эвфемизмы:  «купалка»,  «водяница»,  «мавка»  и  др.  Исследователи  приводят  различные варианты происхождения ее имени: одни связывают его  с  «руслом»  реки,  где,  якобы,  обитают  русалки  (Б.А.  Рыбаков);  другие  –  с  «русыми»  волосами,  узнаваемым  атрибутом  речной  девы; третьи (Ф. Миклошич) – с «русалиями» – празднествами в ее  честь,  идущими  от  «розалий»,  античных  поминальных  обрядов.  Однако  в  строго  научном  смысле  эти  интерпретации  требуют  дополнительных доказательств.

Русалка  –  сложный  и  противоречивый  мифологический  персонаж,  на что  указывал  еще Д.К. Зеленин:  «Мифологический  образ  русских  русалок  сложный.  Он  уже  на  русской  почве  воспринял  в  себя  некоторые  черты  с  разных  сторон.  В  образе  русалок  отразились  свойства  и  признаки  некоторых  местных  духов:  полудниц,  леших,  водяных;  сказалось  влияние  древнегреческих стран. Основным признаком русалок мы считаем  происхождение их от женщин и детей, умерших преимущественно  неестественной  смертью».  Вслед  за  Д.К.  Зелениным  большинство  исследователей  считают  русалок  «заложными»  покойниками,  умершими  неестественной  смертью:  самоубийц,  утопленниц, детей, умерших некрещеными, и т.д. 

Казалось бы, водяной и русалка –  духи одной стихии, потому  близкие,  а  возможно,  и  повторяющие  друг  друга.  Однако  это  разные мифологические существа. Водяной – признанный хозяин  воды, ему приносят дары, чтобы завоевать расположение. Русалка  же  не  воспринимается  в  этой  функции.  Вода  скорее  среда  ее  обитания, нежели  ее  атрибутика. Как  никто  другой  из  «низшей»  мифологии,  она  обладает  неповторимой  индивидуальностью  и  многозначностью. При всей вариативности образа русалки можно  выделить  основные  типологические  характеристики  этого  персонажа. 

1. Облик русалки.  Творческая  фантазия  древних  славян  воплотилась  в  русалках  с  наибольшей  силой.  Чаще  всего  ее  представляли  как  вечно  юную,  прелестную  деву  с  устойчивыми «портретными» признаками: 

- бледно-прозрачное  лицо,  большие  глаза  (голубые  или  черные)  с  пушистыми  ресницами  и  обнаженное  тело.  Глаза  русалки,  в  зависимости  от  ее  состояния,  могут  «блестеть»,  «сверкать», «гореть, как уголья»; 

-   распущенные  русые,  черные  или  зеленоватые  волосы  (порой,  до  земли).  При  этом  русалка  постоянно  расчесывает  их  гребнем;

-  серебристый,  чарующий,  завораживающий  смех,  переходящий  в  хохот,  пение  песен  (то  веселых,  то  тоскливых),   привлекающих молодых людей. Магия поющей, губительной для  человека  девы  –  образ  интертекстуальный  (сирены  из  античной  мифологии).  Интересно,  что  текст  песни  семантически  зашифрован  –  свидетельство  принадлежности  к  инфернальному  миру: 

  Шивда, винза, каланда,миногама!  

Ийда, ийда, якуталима, ботама! 

Нуффаша, зинзама, охуто, ми!.. 

...Ябудала, викгаза, мейда!

 Чтобы  понять  истинный  смысл,  нужно  владеть  анаграмматическим  искусством  перестановки  слов  и  букв,  что  доступно  только  магам  и  заклинателям  духов.  Постигнувшие  аутентичность  песни  русалки  избегают  ее  губительных  чар.  Существует и другой, демонизированный, облик русалки. Так, на  севере  ее  представляли  косматой,  безобразной  женщиной  с  большими  отвислыми  грудями.  Подобные  варианты  –   проявление  сакральной  для  язычества  оппозиции  «красота  –   безобразие», «молодая – старая». Следует отметить и зооморфные  реликты  –  знаменитый рыбий хвост  русалки,  а  также  трехпалые  руки  и  гусиные  лапы  вместо  ног,  о  чем  упоминают  отдельные  источники.  Архаичностью  объясняется  и  способность  русалки  к  реинкарнации, что  сближает  ее с  ведьмой:  «водная дева»  может  принимать облик коровы, коня, собаки, зайца и т.п. 

2. Жилище и  среда  обитания.  Подобно  водяному,  русалки  живут в хоромах, выстроенных в самых глубоких местах речных и озерных водоемов. У них есть своя царица, назначенная Водяным  и часто являющаяся его женой. Показательно, что стихией русалки  бывает не только вода. Ее можно встретить в лесу, где она любит  качаться на ветвях деревьев, в поле ржи, где плетет себе венки. По  этим признакам  русалки делятся  на водяных, лесных  и полевых,  что  позволяет  видеть  в  них  олицетворение  культа  природы  в  целом (вода, лес, поле) с ее весенне - летним циклом.

3. Отношения с  человеком.  Исследователи  подчеркивают  однозначно  враждебное  отношение  русалок  к  людям,  невозможность вступить  с  ними  в договорные отношения.  Завидя  человека  (мужчину), русалка манит его к  себе  ласковым, зовущим  голосом, а затем увлекает на дно или щекочет до смерти. Ни в одном  мифологическом  персонаже  нет  такого  сочетания  красоты  и  коварства. Справедливо пишет Э.В. Померанцева, что облик русалки  внушает  не  только  страх,  но  и  любовь.  Она  пугает  не  своим  безобразием,  как  водяной,  а своей  красотой,  обольстительностью,  греховностью.

4. Функциональные характеристики. Невозможность вступить в договорные отношения обусловили инфернальные,  враждебные  функции русалок. Они:  

- заманивают  и  совращают  молодых  юношей  и  мужчин,  которых затем предают смерти;

- пугают  и  ссорят  людей  (особенно  проходящих  мимо  водоема);

- похищают, путают нитки, пряжу, холсты; 

- насылают на поля стихийные бедствия и разрушения;

- у  коров,  пасущихся  в  поле и  в  лесу,  выдаивают  молоко,  оборачиваются разными животными.

Наибольшую активность русалки проявляют весной и в первой  половине лета (до Семика –   седьмого четверга после Пасхи), затем  они надолго исчезают до будущей весны. 

5. Обряды, посвященные русалкам. Древние славяне, несмотря на враждебность,  почитали  своих  русалок,  справляя  праздники,  которые  назывались  «русалиями».  Этот  языческий  обряд  отмечался  шумно  и  весело.  Недаром  в  поучениях  против  язычества о русалиях говорилось как о бесовских богопротивных игрищах, которые сопровождались плясками, музыкой, ряженьем.  В русальную неделю речные девы празднуют свои свадьбы, водят  хороводы.  В  это  время  молодые  девушки  приходили  на  опушку  леса, на берег реки или озера. Из своей среды избирали «русалку»,  которой  распускали  волосы,  надевали  венок  и  с  песнями  провожали  к  месту,  где  чаще  всего  видели  русалок.  По  другой  версии изготовляли ее чучело и несли либо в лес, где раздирали на  части,  либо  сбрасывали  в  воду.  После  чего  бросали  русалкам  в  воду  зеленые  венки  из  полевых  цветов  с  просьбой  послать  им  богатых  женихов.  По  движению  венков  в  воде  гадали  о  замужестве и будущей семейной жизни.

В фольклорной традиции сложился устойчивый облик русалки  –   существа,  красота  которого  губительна.  Этот  канонический  образ вошел в литературу и изобразительное искусство, благодаря  заложенному  в  нем  психологическому  «заряду»:  сочетанию  таинственности, красоты, любви и смерти. В литературе холодная  и  таинственная  русалка  несет  человеку  гибель.  Расхожим  стал  мотив  трагической  истории  о  несчастной,  роковой  любви  и  самоубийстве  девушки,  превратившейся  затем  в  русалку.  Такой  проходит  она  по  страницам  произведений  А.С.  Пушкина,  М.Ю.  Лермонтова, Н.В. Гоголя и других поэтов и писателей XIX века.

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****