В ином эмоционально-оценочном плане предстает прошлое в стихотворении «Снова пьют здесь, смеются и плачут» (1922). Мир прошлого представлен парадигмой ЧТО-ТО, МАЙ СИНИЙ, ИЮНЬ ГОЛУБОЙ, ЮНЫЕ, ДУРАШЛИВЫЕ; ТЕ, ЧТО УШЛИ ДАЛЕЧЕ. Этот мир лишен черт проективности и характеризуется в основном эмоционально-оценочными признаками. Мир настоящего более конкретен и включает черты проективности и эмоциональной оценки: ПЬЮТ, ДЕРУТСЯ и ПЛАЧУТ, ПРОКЛИНАЮТ НЕУДАЧИ, ЗАЛИВАЮ ГЛАЗА ВИНОМ, ЛИЦО РОКОВОЕ, ЧАДИТ МЕРТВЕЧИНОЙ. ПРОПАЩАЯ ГУЛЬБА, САМОГОННОГО СПИРТА РЕКА; ЗЛОЕ ВО ВЗОРАХ БЕЗУМНЫХ, НЕПОКОРНОЕ В ГРОМКИХ РЕЧАХ, СИФИЛИС, ГНИЛЬ. Мотив пира во время чумы формируется за счет большого количества лексем, связанных с предельными эмоциональными характеристиками: БЕЗУМНЫЕ, ДЕРУТСЯ И ПЛАЧУТ, РОКОВОЕ, ПРОПАЩАЯ ГУЛЬБА, ЗАЛИВАЮ ГЛАЗА, СИФИЛИС, ЧАДИТ МЕРТВЕЧИНОЙ, ГНИЛЬ и др. 

В стихотворении отсутствует природная парадигма, и в этом проявляется общая закономерность: в произведениях с нотками надрыва лексемы природной парадигмы, как правило, отсутствуют. В художественном мире лирики С. Есенина природа и предельные отрицательно-оценочные характеристики несовместимы.

В анализируемом стихотворении проявляется и другая закономерность общего характера: идеал, начало, наделенное положительно-оценочными характеристиками, представлено в тексте намеком, отдельным эмоциональным признаком, в отличие от отрицательного начала лишено черт проективности. Эти закономерности, проявляющиеся в лирике С. Есенина 20-х гг., характерны и для мира прошлого, и для мира настоящего.

В стихотворениях С. Есенина начала 20-х гг. (цикл «Москва кабацкая»), где черты надрыва проступают наиболее явственно, встречается меньшее количество метафор как средств пересечения парадигм. Например, в стихотворении «Снова пьют здесь, смеются и плачут» основным средством пересечения парадигм являются неметафорические синтагмы (за исключением ГАРМОНИКИ ЖЕЛТАЯ ГРУСТЬ).

В зрелом творчестве С. Есенина как одно из средств усиления оценочных характеристик, одновременно выполняющих ритмико-интонационную функцию, выступает многоточие: ТЫ, РАССЕЯ МОЯ...  РАС...СЕЯ).

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****