Важное  место  в  небесном  пантеоне  занимал  Святовит  (Световит,  Свентовит),  больше  известный  у  западных  и  балтийских  славян.  В  осмыслении  его  имени  исследователи  обращают  внимание  на  корень  «вит»,  означающий  «воинственность».  Отсюда  Святовит  –  «ярый  муж»,  «светлый  муж».  По  толкованию  П.И.  Шафарика,  имя  Святовита  происходит   от слов «свянтый» –   святой и «вит» –   витязь. 

Его  родословная  и  функции  весьма  неопределенны.  Есть  все основания  считать,  что Святовит оспаривал  у  Перуна  главенство  среди  богов,  о  чем  свидетельствует  датский  летописец  Саксон  Грамматик  (XII  век).  Очевидно,  он  был  одной  из  ипостасей  Солнца,  одновременно  являясь  символом  мужского  оплодотворяющего  начала,  несущего  людям  благо  и  виды  на  богатый  урожай (в  этом смысле возможна  соотнесенность  корня  «вит»  и  с  латинским  vita  –  жизнь).  Кроме  того,  имя  Святовита  было связано  с  войной  и  победами,  поэтому  его  символический  цвет  –  красный,  посвященный  ему  храм  был  увенчан  красной  кровлей, а в капище был пурпурный занавес.

Из описания знаменитого Збручского идола, в котором ученые  усматривают  изображение  Святовита,  можно  составить  представление  об  этом  божестве.  Он  имел  четыре  лика,  что  символически  ассоциировалось  во  временном  плане  с  четырьмя  временами года, а в пространственном – с четырьмя частями света. Многоликость Святовита имеет аналоги в других мифологиях  мира: в  древнеиндийской  –   Варуна  и Брахма, в древнеримской  –   Янус и т.д. Далее следуют три ряда изображений по трем уровням  мироздания  (аналог  Мировому  Древу),  средний  из  которых  представлял  реальный,  человеческий  мир,  а  верхний  и  нижний  являлись оппозицией «неба – земли».

В  Збручском  идоле  воплотился  философско-символический  смысл  Святовита.  Но  имеется  и  персонифицированное  изображение  этого  божества,  описанное Саксоном Грамматиком.  Идол «был выше человеческого роста, у него было четыре головы  на  четырех  шеях.  Борода  идола  была  прибрана,  а  волосы  острижены  так,  как  стригли  их  рюгенцы.  В  одной  руке  идол  держал рог  с вином... Левая  рука идола была  согнута,  словно  он  держал  лук.  Одежда  его  спускалась  до  колен,  а  подошвы  ног  входили в  землю. Около  идола  находились  его  принадлежности:  седло,  узда  и  огромный  разукрашенный  меч,  ножны  и  рукоятка  которого  блистали  серебром».  У  идола  Святовита  хранился  священный  стяг  (знамя)  –  символ  воинской  доблести  и  непременная  атрибутика  военных  походов.  По  словам  Саксона  Грамматика,  его  именовали  «Станица»  и  считали  величайшей  святыней.  При  храме  находился  белый  конь,  за  которым  самолично ухаживал жрец. На коне запрещалось ездить, поскольку он  предназначался  Святовиту.  Славяне  искренне  верили,  что  по  ночам он садился на своего коня и сражался с врагами.

Культ  Святовита  пользовался  широкой  известностью.  В  дар  божеству приносили собранные с полей плоды, а также животных.  Жрец наполнял рог Святовита молодым вином, символизирующим  хороший  урожай,  и  просил  покровительства  на  будущее.  Ритуальные  обряды  Святовиту  часто  носили  провиденциальный  характер.  Объектом  гадания  выступал  его  конь,  которого  проводили через ряд копий. Если он преодолевал препятствия не  споткнувшись,  то  жрецы  обещали  благополучный  исход  дела  (победоносную  войну,  обильный  урожай  и  т.п.).  Если  же  спотыкался, то это грозило бедой.

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****