Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской поэзии. Начало династии Тан датируется 618 годом. Эта династия получила в наследство от предыдущей династии Суй (581 – 618) объединенный Китай, централизация которого и была ею продолжена.

Танское время характеризуется расширением как экономических, так и культурных контактов с разными странами, терпимостью к философским и религиозным взглядам населения, поощрением литературного творчества. Именно в эту эпоху была создана система специальных экзаменов, целью которых являлось активное вовлечение образованных людей в государственное управление. Основывалась эта система на конфуцианских ценностях и представлениях, в соответствии с которыми благородный человек, допущенный к управлению государством, должен был обладать определенными способностями, наиболее важным среди которых считались литературные. Так, не сдав экзамен на стихосложение, невозможно было получить никакую управленческую должность. Такое положение вещей способствовало созданию настоящего культа поэзии и расцвету различных поэтических жанров. Исследователи эпохи Тан насчитали более 2200 только известных поэтов, среди которых были и императоры, и чиновники, и монахи, и отшельники, и много кто ещё. Всего этими людьми было создано около 50 тысяч произведений поэтического творчества.

В эпоху Тан очень динамично развиваются поэтические жанры, приобретая свою завершенность. Традиционно весь комплекс стихотворных видов и форм принято подразделять на два больших жанра: «стихи древней формы» (гу ти ши) и «современные стихи» (цзинь ти ши). Для последних становится обязательным следование правилу чередования ровного и модулирующего тонов. Жанр «современных стихов» подразделяется на несколько разновидностей: люйши («уставные стихи»), представляющие собой восьмистишия, пайлюй, включавшие десять и более строк, и цзюэцзюй («оборванные строки»), являющиеся четверостишиями. Для цзинь ти ши было характерно наличие строгих правил стихосложения (гэлюй), определявших ко­личество строк в стихотворении, распределение тонов, размер, порядок и характер рифмовки.

Стихотворное творчество эпохи Тан естественным образом наследовало опыт предыдущего периода, когда главенствующим жанром были гу ти ши, вторым названием которых было «поэзия дворцового стиля». Такое название свидетельствует о том, что этот жанр был распространен в придворных кругах и нередко использовался для создания хвалебных стихотворений в честь императора. Эта же традиция сохранялась и в начале эпохи Тан. Так, в «дворцовом стиле» работал известный поэт Шанхуань И, создавший немало красивых стихотворений, преподнесенных в дар императору. Кроме того, Шанхуань И внес немалый вклад в развитие жанра люйши, предложив использование «шести типов» и «восьми типов» параллелизма. Визитной карточкой Шанхуаня И стали пятисловные стихи, которым пытались подражать еще очень долго.

Существенное влияние на поэзию эпохи Тан оказывали такие религиозно-философские доктрины Китая, как конфуцианство и даосизм. И если под воздействием конфуцианства стихотворные произведения наполнялись общественно-гражданским содержанием, то даосим способствовал проникновению в лирику Тан природно-пейзажной составляющей. Довольно заметное место в тот период занимала и буддийская религиозная поэзия – гатха.

Старая дворцовая поэзия гу ти ши отличалась вычурностью, что не соответствовало велениям времени, поэтому поэты, известные как «Четверо выдающихся» (Ван Бо, Лу Чжао-линь, Ян Цзюн, Ло Бинь-ван), предприняли попытку перейти от такой манеры стихосложения к более простой, легкой и органичной. И им по большей части удалось это сделать. Их усилиями была придана завер­шенность форме пятисловных люйши. Именно люйши составляют большую часть творческого наследия «Четверых выдающихся», чьими излюбленными темами было расставание с родными местами и родными людьми, мотивы дружбы, пейзажные зарисовки. При этом Ван Бо, Лу Чжао-линь, Ян Цзюн и Ло Бинь-ван не стали полностью разрывать и с предшествующей литературной традицией, продолжая работать в жанре гу ти ши, придав ему, однако, философский подтекст, Так, описание красоты и роскоши дворцов, богатства знатных вельмож, развлечений знати, завершалось в их стихотворениях мыслями о никчем­ности погони за удовольствиями и роскошью, о вечности и бесценности литературного творчества как носителя духовных начал.

Довольно интересным поэтом танской эпохи был Чэнь Цзы-ан (661 - 702), положивший основу своего творчества эстетические критерии. На его творческий метод значительное влияние оказали идеи Лао-цзы и Чжуан-цзы, которыми он был увлечен с юных лет. При этом он ориентировался на конфуцианскую мораль, стараясь быть тем самым «благородным мужем», о котором писал Конфуций. Мотивы творчества Чэнь Цзы-ана разнообразны. Это и порицание поведения самых высокопоставленных особ (неудивительно, что свою жизнь поэт закончил в тюрьме), и бытовые зарисовки, и пейзажная лирика, и многое другое.

Пиком расцвета поэтического творчества эпохи Тан считается правление императора Сюань-цзуна (713 - 756), при котором в Поднебесной появился целый ряд выдающихся поэтов, одним из которых является Мэн Хао-жань (689 - 740), прославившийся великолепной пейзажной лирикой. Мэн Хао-жань стал, пожалуй, первым из китайских поэтов, сумевшим так тонко и осязаемо передавать настроение, возникающее у него при созерцании природы, размышлениях о религии, посещении храмов. Его отличало крайне обостренное восприятие действительности, которое он умел передавать своим читателям. Он писал очень легким, ясным и выразительным языком, предпочитая использовать форму пятисловных стихов, вкладывая в их содержание всю красоту окружающего его мира.

Самыми выдающимися поэтами этого периода являются Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэй и Бо Цзюй-и, которым посвящены отдельные статьи.

В 755 году в империи Тан начался мятеж Ань Лу-шаня, продлившийся 8 лет и оказавший существенное влияние на мировосприятие многих поэтов, начавших склоняться к лирике, в которой преобладали мотивы грусти, горьких воспоминаний о былом величии страны, потери гармонии духа, что приводило их к стремлению опереться в своем творчестве и жизни на чань-буддизм и даосизм. Одним из таких поэтов был Лю Чан-цин (709 - 780), в пейзажной лирике которого явно прослеживаются чань-буддийские мотивы.

Мятеж привел к упадку династии Тан, что подвигло многих неравнодушных поэтов искать причины такого неблагополучия, при этом некоторые из них довольно радикально оценивали действительность. Так, Хань Юй (768 - 824) считал, что причиной упадка стало забвение древнеконфуцианских принципов «долга» (и) и «гуманности» (жэнь) под воздействием философии даосизма и буддизма, якобы уводящей людей от исполнения их общественных обязанностей. Наибольшую ценность в творчестве Хань Юя представляет его пейзажная и философская лирика.

Сподвижником Хань Юя был Лю Цзун-юань (773 - 819), 14 лет проведший в ссылке за свои смелые политические высказывания. Он тоже ратовал за возрождение конфуцианской морали, но при этом не отвергал буддизм и даосизм, поэтому многие его стихотворения, отличающиеся очень тонким восприятием природы, написаны явно под влиянием даосского трактата «Чжуан-цзы».

Одним из наиболее одаренных поэтов этого периода был Ли Хэ (790 - 816), проживший очень короткую жизнь, за которую ему, тем не менее, удалось выработать собственную манеру, которая отличалась чарующей красотой языка и необычностью образов, среди которых немало сказочных и мифологических. Современники очень высоко оценивали язык, содержание и образный строй лирики эстетизм Ли Хэ.

Ближе к концу эпохи Тан в творчестве поэтов начинают преобладать мотивы неуверенности в завтрашнем дне и трагичности настоящего (например, поэзия Чжан Цзи и Ду Му).

Характерной особенностью этого периода является довольно большое число произведений, авторы которых хотят как бы отстраниться от происходящего, ища забвения в природе и непроявленном мире (Ли Шан-нь, Сыкун Ту).

Таким образом, эпоха Тан явила миру невероятное количество выдающихся и великих поэтов, многообразие и глубина таланта которых поражает воображение. Так, творчество Ли Бо, Ду Фу, Ван Вэя, Бо Цзюй-и и некоторых других мастеров поэтического слова считается эталонным и непревзойденным и поныне.

Автор: Дмитрий Варапаев

***

*****