Боги  эволюционировали  вместе  с  сознанием  людей  и  обществом. Наряду с укреплением и усилением государственности происходит  стабилизация  и  закрепление  языческого  пантеона  богов и их функций. Одни мифологические персонажи переходили с высшего  уровня  на  низший,  частично  теряя  или  меняя  свои  функции:  из  положительных  становились  отрицательными  и  наоборот. Правда, у разных славянских племен этот процесс имел свой, самобытный характер. Отсюда и  разночтения  в  богах,  обладающих одинаковой, сходной функцией.

Очевидно,  в  эту  эпоху  окончательно  складывается космогоническая картина мира и  представления  об основных его  субстанциях: Яви, Нави и Прави. «Явь» –   это реальный, освоенный  мир, «пространство культуры», среда обитания людей, всего того,  что их окружает. «Навь» – мир потусторонний, где, по языческим  представлениям,  обитают  души  умерших  (А.Н.  Афанасьев).  Однако  в  христианскую  эпоху  он  приобрел  инфернальный,  чуждый и  враждебный  человеку смысл. Этот мир  имеет  «весьма  точный топонимический локус: под землей, под водой и т.д.». Он  может начинаться сразу за порогом дома или даже внутри дома  (подпол, запечье). «Правь» – это законы, заповеди Сварога и  других богов, обязательные для исполнения людьми. В это время  возникает  и  «классический» пантеон  богов,  оформляются сферы  их  влияния,  подчинявших  себе  небесный,  земной,  водный  и  подземный миры.

 

Автор: П.Ф. Маркин

 

Продолжение здесь.

***

*****