Каждому человеку знакома такая ситуация: читаешь какой-либо текст (например, рекламный), и вроде бы всё нормально, но не покидает ощущение какой-то неправильности, чего-то такого, что вызывает чувство какого-то глубокого внутреннего недоверия, препятствующего согласиться с автором этого текста. И если это текст рекламного или вообще коммерческого характера, то это недоверие переносится и на предлагаемые или описываемые в нем товары и услуги.

И это серьезнейшая проблема для любого рекламодателя, касающаяся самого широкого круга рекламных продуктов. Любая реклама – это информация, а если эта информация не вызывает доверия, то и рекламный эффект будет равен нулю. Постоянно встречаюсь с такой ситуацией: заказал человек где-то рекламу (рекламные тексты, продающие тексты, фото, видео и т.д.), разместил её (либо на своём сайте, либо на сторонних ресурсах, либо в СМИ – неважно), а толку – никакого. Естественно, что, не являясь специалистом в данной сфере, рекламодатель просто не может понять, что же происходит. А всё очень просто – эта реклама и, в первую очередь, её текстовая составляющая, просто не вызывает доверия у потенциального потребителя. Чаще всего тексты написаны так, что вызывают у тех, на кого должно быть направлено их воздействие, состояние когнитивного диссонанса, т.е. внутреннего противоречия из-за нелогичности и семантической дисгармонии.

А чему удивляться? Ведь те, кто создает эти «гениальные» творения рекламного искусства, не всегда даже среднюю школу закончили, а в контору, занимающуюся изготовлением рекламной продукции, попали либо по протекции, либо через постель, либо по причине бестолковости работодателя, а отнюдь не благодаря своим профессиональным качествам. В большинстве своём эти «специалисты» не только пишут, но и читают с ошибками, просто не понимая смысла многих фраз и выражений, не говоря уже о терминах. А уж смысловое содержание целого текста для них совершенно недоступно. Естественно, что эти «суперпрофессионалы» способны разве что смс-ку написать или сделать репост в соцсетях, а доверить им что-то более серьезное можно только из жалости к этим убогим.

В качестве одного из многочисленных примеров такого «рекламного идиотизма», который я буквально на днях увидел на одном из федеральных каналов, можно назвать рекламу прибора Pest Repeller, якобы избавляющего посредством ультразвука любой дом от всей нежелательной живности: мышей, крыс, тараканов, мух, комаров, которые сразу после включения этой шайтан-машины покидают дом и навсегда уходят в неизвестном направлении. Прибор предлагается купить с большой скидкой. Мало того, в качестве бонуса заказчику подарят противомоскитную сетку, видимо, для того, чтобы остановить исход летающих насекомых из приютившего их дома.

То, что очередной тупой рекламщик даже не понял, какой откровенный ляп он совершил, меня не удивляет, поражает другое – то, что подобный рекламный бред кто-то оплачивает. Вот это действительно удивительно! Впрочем, здесь вопрос уже об уровне умственного развития рекламодателя, который явно ниже, чем у подавляющего большинства потенциальных потребителей. Для таких рекламодателей я совершенно бесплатно могу предложить массу вариантов подобных рекламных сообщений, например, «Наши суши – самые свежие и качественные. Всем заказчикам гарантирована бесплатная госпитализация в лучшей частной клинике нашего города с промыванием желудка и последующей реабилитацией», «Наши станки для бритья абсолютно безопасны. В комплекте вы получите лейкопластырь и антисептик», «Всего один сеанс кодировки от алкоголя – и вы навсегда бросите пить. Постоянным клиентам - скидки» и т.д. А самим «гениям» рекламного дела предлагаю в качестве бесплатной гуманитарной помощи следующее рекламное объявление: «Наше рекламное агентство на рынке уже 20 лет. И к своему пятилетнему юбилею мы приготовили огромные скидки для наших постоянных клиентов: все, кто хотя бы раз заказывал наши услуги, получит возможность сделать следующий заказ по той же цене». Пользуйтесь, не стесняйтесь!

Пример с прибором Pest Repeller, конечно, наиболее вопиющий, гораздо чаще всё не так очевидно в логическом отношении, но ощущается целевой аудиторией на глубинном уровне, и воспринимается ею отрицательно.

Вообще проблема качества рекламы стоит сегодня особенно остро, об этом я писал не раз, например, здесь, поэтому больше на этом моменте останавливаться не стану, а перейду к практическим вопросам.

Итак, мои исследования показывают, что большинство текстов (особенно рекламного и коммерческого характера) совершенно не отвечают требованиям адекватности и своему целевому назначению. В результате их воздействие на целевую аудиторию иногда даже не равно нулю, а имеет математический знак «минус». Естественно, что такие тексты нуждаются как минимум в корректировке.

Но сначала подобные смысловые ошибки нужно выявить. Для этого я использую авторские методы: метод семантической логики (СЕМАНТЛОГ) и метод каскадной диагностики (КАСДИ). Эти, разработанные мною несколько лет назад методики, позволяют осуществить максимально глубокий анализ уровня адекватности текста и его соответствия целевой установке (т.е. отсутствия противоречий в содержании текста, наличия в нем внутренней логики, соответствия формы его содержанию и т.д.). При этом к заключению об адекватности/неадекватности текста и его соответствии целевому назначению (кстати, может исследоваться не только текст, но и вообще всё, содержащее информацию: фото, видео, изображения), будет приложено развернутое обоснование по каждому пункту, т.е. будет дан ответ на вопрос, почему это так, а не иначе.

И если адекватность текста низка, то следует этот текст скорректировать, приведя его семантику и формальное выражение в состояние гармонии, что позволит ему в дальнейшем оказывать на потенциального потребителя только нужное воздействие, т.е. оптимизировать контент.

Многих бизнесменов сильно удивляет, как меняется после такой «адекватизации» контента поведение их потенциальных клиентов, начинающих, наконец, переходить в категорию реальных. Поэтому оптимизация контента является весьма эффективным инструментом продвижения товаров или услуг, да и самих сайтов.

Таким образом, все, кому нужен качественный контент, а также оптимизация имеющегося, могут обращаться ко мне по указанному ниже адресу электронной почты.

Подчеркну, что любые консультации и первичный анализ – бесплатны. 

Моя почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Обращайтесь, если что...

С уважением, Дмитрий Варапаев

***

*****