Человек, начинающий работать копирайтером, часто идет в Интернет, чтобы узнать, как же правильно нужно писать тексты для сайтов. Набрав в поисковике фразу «как писать тексты для сайтов», он получит более 300 миллионов ответов. Выбрав, естественно, те из них, которые расположены на первых 3 – 4 страницах поиска, он начинает их читать и потихоньку офигевать. И есть от чего!

Здесь человек, который ранее считал, будто знает, что такое текст, контент, и имеет представление о прочих смежных понятиях, вдруг обнаруживает, что даже несмотря на свое профильное образование, он полный профан в этом вопросе. Здесь всё не так. И закономерности, и правила, и структура, и еще много других характеристик текстов якобы иные. Вообще создается впечатление, что все свои знания и опыт можно смело выбросить на помойку и идти в ученики к гуру современного копирайтинга, коих в сети огромное количество, и свои услуги они предлагают довольно активно. Вот только выбрать самого-самого продвинутого Учителя довольно сложно.

Особенно начинают одолевать сомнения, когда более внимательно знакомишься с теми постулатами, которые они пропагандируют по поводу создания контента. Они почти всегда касаются только структуры текста, как будто содержание здесь вообще не имеет значения. Практически ничего не говорится о языковых средствах, при этом используемых, о способах выражения содержания и основной идеи текста, о его направленности, эмоциональном и информационном воздействии и о других, видимо, маловажных, с точки зрения гуру копирайтинга, вещах.

Да, ещё часто проводятся мастер-классы по орфографии, в которых объясняются такие «сложные» моменты, когда нужно писать «не», а когда «ни», в каких случаях пишется «что бы», а в каких «чтобы», и еще масса подобных весьма актуальных для будущего копирайтера, не сумевшего окончить среднюю школу, вещей. До морфологии и синтаксиса дело обычно не доходит, поскольку это уже более сложные сферы, которые, видимо, будут разъяснены в процессе непосредственного общения Просветленного Учителя и ученика, которое оплатит последний.

Итак, чаще всего во всякого рода рекомендациях по поводу написания текстов для сайтов речь идет об их структуре. При этом само понятие «структура» воспринимается теми, кто дает по этому поводу советы, как нечто внешнее, как некая форма, в которую нужно «втиснуть» текст. Видимо, им невдомёк, что текст и так обладает структурой, она ему внутренне присуща, мало того, без нее он вообще невозможен. Открою еще одну страшную тайну: структура текста напрямую зависит от его содержания, а не от представлений о ней Великих Учителей копирайтинга. И рекомендации типа «текст должен быть разбит на абзацы в 5 – 6 строк, в тексте должны быть списки, подзаголовки и т.п., и обязательно – картинки и фото» можно смело пропускать мимо ушей. Если внутренняя структура текста подразумевает абзацы в 5 – 6 строк, списки, подзаголовки и т.п., то всё это нужно сделать, а если нет – то нет.

Особо отмечу, что большинство рекомендаций по поводу написания текстов довольно трудно понять вообще. Вот один из примеров (чтобы проверить, что он реальный, можно просто бросить этот фрагмент в поисковик): «Вы продвигаете коммерческий сайт (интернет-магазин, сайт компании с услугами), Ваши тексты преимущественно должны быть продающими. Вы должны описать именно Ваш товар или услугу, ее преимущества, характеристики, лучшие качества и текст подводить к продаже. И только вкратце рассказать, что из себя представляет сами услуга/товар и как ей пользоваться». Как говорится, получается какой-то абырвалг: нужно описать товар со всеми его характеристиками и качествами и только вкратце упомянуть о том, что представляет собой этот товар. А разве это не одно и то же? Разве не характеристики характеризуют собой (простите за тавтологию) то, что представляет собой товар?

И таких примеров огромное количество. Причем часто одни гуру копирайтинга противоречат другим, а порой и другим своим же рекомендациям. Поэтому представляется, что единственное правило, которому должен следовать копирайтер, это внутреннее понимание и чувство текста, и, конечно, грамотность и профессионализм. Остальное зависит исключительно от ситуации.

Автор: Дмитрий Варапаев

 

***

*****