Противоречивость оценок, включение одних и тех же образов в различные концептуальные системы свидетельствует в целом о проективном характере рассматриваемого произведения. В то же время его можно отнести к переходному типу, где, несмотря на явную проективность, происходит зарождение элементов концептуальности, в частности, связанное с функционированием оценочной парадигмы. Однако оценочная парадигма не дает возможности однозначно соотнести две исходные парадигмы, поскольку сама оценочность пока еще во многом носит проективный характер (ЛЕДАЩИЙ, ЗАГНУСАВИЛ и т. п. можно рассматривать и как проективные элементы, и как концептуальные).
Более однозначно соотношение парадигм ПРИРОДА и РЕЛИГИЯ в стихотворении «Не ветры осыпают пущи». В первых четырех строфах эти парадигмы развиваются параллельно, а в последней, пятой строфе пересекаются благодаря метафорическим сочетаниям В ЕЛЯХ КРЫЛЬЯ ХЕРУВИМА, ПОД ПЕНЬКОМ ГОЛОДНЫЙ СПАС. Противопоставление параллельных рядов осуществляется уже в первой строфе с помощью отрицательных сравнений:
Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы.
Обращают на себя внимание изменения в составе природной парадигмы, связанные с развитием концептуального начала в разработке антиномии ЗЕМНОЕ - ПОТУСТОРОННЕЕ. ПУЩИ, ЛИСТОПАД, ХОЛМЫ - слова, возбуждающие «предметные» образы, которые лишены той конкретной определенности, которая была присуща произведениям проективного типа. Обобщенность, отсутствие индивидуализации «предметных» образов, формируемых лексемами природной парадигмы, создает основу для объединения ее с парадигмой РЕЛИГИЯ, хотя в процитированных выше строках эти парадигмы противопоставляются.
Таким образом, в связи с усилением концептуального начала в есенинской лирике усложняются средства формирования антиномии, способы пересечения (противопоставления и одновременно сопоставления) парадигмы РЕЛИГИЯ с другими парадигмами становятся более разнообразными. Оценочная парадигма как средство пересечения природной и религиозной парадигм в том случае, если не является средством их противопоставления, как в стихотворении «Заглушила засуха засевки», в основном отмечена минорной тональностью, соответствующей настроению религиозной смиренности, чувством преклонения перед потусторонними силами и одновременно перед природой, окружающей лирического героя, его родным краем.
Автор: И.И. Степанченко