В зрелом творчестве С. Есенина ассоциативно-оценочная функция становится превалирующей: ВОЛОСЫ ЦВЕТОМ В ОСЕНЬ («Заметался пожар голубой»); ЭТО ЗОЛОТО ОСЕННЕЕ, ЭТА ПРЯДЬ ВОЛОС БЕЛЕСЫХ («Дорогая, сядем рядом») - а пейзажная исчезает. В этих стихотворениях нет лексем, которые, относясь к природ ной парадигме, подкрепляли бы пейзажную функцию слова ОСЕНЬ. Аналогичны функции этого слова в стихотворениях «Ты такая ж простая, как все», «Пускай ты выпита другим» и др.
В стихотворениях 1925 г. слово ОСЕНЬ вновь приобретает пейзажную функцию. Связываясь в сознании лирического героя с родным домом, приютом, оно в то же время не утрачивает символической функции. Последняя несколько сглаживается пейзажной функцией, становится более приглушенной:
Я снова чью-то песню слышу
Про отчнй край и отчий дом.
И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил,
Листвою плачет на песок («Гори, звезда моя, не падай»)
Ты мне пой. Ведь моя отрада –
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин («Ты запой мне ту пеню, что прежде»).
В стихотворении «В этом мире я только прохожий» ОСЕННИЙ ассоциируется с ПРОХЛАДНЫЙ (В ПЕРВЫЙ РАЗ ОТ ПРОХЛАДЫ СОГРЕТ), и одновременно здесь проявляются символическая функция (...НАДЕЮСЬ НА ЛЮБОВЬ, КОТОРОЙ УЖ НЕТ), связанная с мотивом увядания лирического героя, и пейзажная функция, подкрепленная парадигмой НАША РАВНИННОСТЬ - БЕЛЬ ПЕСКА - РОДИНА.
Таким образом, ассоциации, связанные со словом ОСЕНЬ, в процессе развития творчества поэта изменяются. Важно отметить, что в ранних произведениях, где символическая функция еще не проявляется, закладывается «внутренняя форма» будущей образности: с ОСЕНЬЮ, например, в стихотворении «Хорошо под осеннюю свежесть» ассоциируется СКУПОСТЬ ЧУВСТВ:
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломает течь.
Аналогично можно проследить развитие ассоциативно-образного круга слов КОНИ (ТРОЙКА), МЕТЕЛЬ, ДОРОГА и др. Все они, как и слово ОСЕНЬ, лишены абсолютной символичности. У С. Есенина слов-символов, ассоциативный круг которых не претерпевал бы изменений, очень мало, причем, как правило, это слова нечастотные. Например, стабильные ассоциации вызывает в есенинской лирике слово КОНОПЛЯНИК: О ВСЕХ УШЕДШИХ ГРЕЗИТ КОНОПЛЯНИК С ШИРОКИМ МЕСЯЦЕМ НАД ГОЛУБЫМ ПРУДОМ («Отговорила роща золотая»); НЕ ВЕРНУСЬ Я В ОТЧИЙ ДОМ, ВЕЧНО СТРАНСТВУЮЩИЙ СТРАННИК.ОБ УШЕДШЕМ НАД ПРУДОМ ПУСТЬ ТОСКУЕТ КОНОПЛЯНИК... В СИНИЙ ВЕЧЕР НАД ПРУДОМ ПРОСЛЕЗИТСЯ КОНОПЛЯНИК («Не вернусь я в отчий дом»). КОНОПЛЯНИК, который убирают поздней осенью или не убирают вообще, становится символом тоски, одиночества, ненужности. Слова же частотные практически не употребляются в символической функции. Она или совмещена с другими функциями, или претерпевает значительное содержательное варьирование.
Автор: И.И. Степанченко