Хотя, как уже отмечалось, чаще всего члены природной парадигмы не закреплены за определенной функцией и допускают широкое варьирование, в отдельных случаях за повторяющимися в той или иной функции словами закрепляются определенные ассоциации, которые являются устойчивыми в пределах всего есенинского творчества. Употребление таких слов может быть названо символическим. Не все символы в есенинской лирике принадлежат к числу авторских. Часть символов заимствуется из народного творчества, многие из них в поэзии С. Есенина подвергаются переосмыслению.
Устойчивость ассоциаций, с которыми связано употребление части слов природной парадигм, определяется не характером обозначаемых природных реалий, а пересечением с определенной (одной и той же в разных стихотворениях) оценочной парадигмой. Но при этом выбор единицы парадигмы, функционирующей как символ, не является случайным. Так, слово ЛЕБЕДЬ, видимо, не может быть символом отрицательного начала. Фольклорность образа выступает в качестве «разрешающего фактора» при употреблении слова в роли символа и определяет характер его оценки. Например, ЛИПА как символ юности, непорочности часто употребляется в фольклоре, однако особенности образных ассоциаций, с которыми ЛИПА связана у С. Есенина, определяются не только соотнесенностью с фольклорными произведениями, но и пересечением с оценочными парадигмами.
Проследим за формированием символических ассоциаций, связанных с этим словом. Впервые слово ЛИПА встречается в нейтральном контексте стихотворения «Топи да болота» (СУХОВАТОЙ ЛИПОЙ ПАХНЕТ ОТ КОЛЕС). В стихотворении «О товарищах веселых» слово ЛИПА входит в природную парадигму, которая пересекается с положительной оценочной парадигмой: МИР ВАМ, РОЩИ, ЛУГ И ЛИПЫ, ЛИТИИ МЕДОВОЙ ЛАДАН. При этом символическое значение еще не сформировано, поскольку в следующем по времени написания стихотворении «Песни, песни, о чем вы кричите?» с ЛИПОЙ связаны противоположные оценочные характеристики: БУДЬ ЖЕ ХОЛОДЕН ТЫ, ЖИВУЩИЙ, КАК ОСЕННЕЕ ЗОЛОТО ЛИП. Символическая функция слова ЛИПА начинает формироваться в стихотворении «Эта улица мне знакома». ЛИПА - составная часть природной парадигмы, подкрепляющей мотив родного дома, приюта: ВИЖУ САД В ГОЛУБЫХ НАКРАПАХ, ТИХО АВГУСТ ПРИЛЕГ КО ПЛЕТНЮ, ДЕРЖАТ ЛИПЫ В ЗЕЛЕНЫХ ЛАПАХ ПТИЧИЙ ГОМОН И ЩЕБЕТНЮ. Символом юности, связанной с родным домом лирического героя, является ЛИПА в стихотворении «Этой грусти теперь не рассыпать»: ОТЦВЕЛА МОЯ БЕЛАЯ ЛИПА, ОТЗВЕНЕЛ СОЛОВЬИНЫЙ РАССВЕТ. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом» ЛИПА, как и КЛЕН, выступает в той же символической функции, ассоциируясь с родиной героя и соотнося два временных плана - настоящего и будущего: ТАМ ТЕПЕРЬ ТАКАЯ Ж ОСЕНЬ... КЛЕН И ЛИПЫ В ОКНА КОМНАТ, ВЕТКИ ЛАПАМИ ЗАБРОСИВ, ИЩУТ ТЕХ, КОТОРЫХ ПОМНЯТ.
Развитие указанных ассоциативных характеристик слова ЛИПА позволяет разгадать одну из «темных» строк стихотворения «Над окошком месяц. Под окошком ветер»: ПЛАЧЕТ И СМЕЕТСЯ ПЕСНЯ ЛИХОВАЯ. ГДЕ ТЫ, МОЯ ЛИПА? ЛИПА ВЕКОВАЯ? (ср. строки народной песни: ЛИПА ВЕКОВАЯ НАД РЕКОЙ ШУМИТ, ПЕСНЯ УДАЛАЯ ВДАЛЕКЕ ЗВУЧИТ). Слово ЛИПА в данном контексте одновременно ассоциируется и с молодостью лирического героя, и с его родным краем, связывая эти два круга ассоциаций.
Те же ассоциации связаны со словом ЛИПА и в стихотворении «Снежная замять дробится и колется»: А ПОД ОКНОМ ПОД МЕТЕЛЬНЫЕ ВСХЛИПЫ, В ДИКОМ И ШУМНОМ МЕТЕЛЬНОМ ЧАДУ. КАЖЕТСЯ МНЕ - ОСЫПАЮТСЯ ЛИПЫ, БЕЛЫЕ ЛИПЫ В НАШЕМ САДУ.
В последний раз слово ЛИПЫ встречается в стихотворении «Какая ночь! Я не могу!»:
Любить лишь можно только раз.
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.
Ведь знаю я и знаешь ты.
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы –
На этих липах снег да иней.
Вне контекста есенинского творчества символическая функция слова ЛИПЫ не может быть выявлена в этом стихотворении. Если слово ЛИПА воспринимается лишь как элемент природной парадигмы вне связи с отмеченной символической функцией, восприятие не может быть адекватным.
Автор: И.И. Степанченко