Разновидностью рассматриваемой функции является функция эмоциональном параллели к настроению (состоянию) лирического героя.  Можно выделить три типа эмоциональной взаимосвязи человеческого и природного миров: совпадение, контрастность и контаминированный тип.Чаще всего природная парадигма подкрепляет настроение грусти, тоски, усталости, неприкаянности: НОЩЬ, ПОЛЕ, ПЕТУХИ, ВЕТЕР.  ЯБЛОКИ. ОСИНЫ, РЯБЬ, ЖУРАВЛИНЫЙ, СЕНТЯБРЬ, ПРУД.  РЕКИ, СТАДА, ИВЫ, ХОЛМ, МЕСЯЦ, МЫШЬ («Нощь и поле, и крик петухов»); ПОЛЯ, ВЕТЕР, РЕДЬКА, ЛУК, ПУРГА, ЗЕМЛЯ («Не ругайтесь, такое дело»); МОРОЗЬ, СЛИЗЬ. НЕБО, ЛИСТЬЯ, ЧЕРВЬ. НЕБО, ВОДЫ. ОСЕННЯЯ, ПОЛЯ, КЛЕН. ТРАВА, ВОРОБЬИ. ВОРОНА, СОВА («Я усталым таким еще не был») и др.

В числе других эмоциональных мотивов, подкрепленных природ­ ной парадигмой, отметим мотив увядания, старости, приближении конца. Ему соответствует следующая природная парадигма: СОЛОВУШКА, МЕСЯЦ, КАЛИНУШКА, ЗАРЯ («Песня»); ЗЕМЛЯ, ЦВЕТЬ, ЛИПОВАЯ, БОЛОТНЫЙ ОМУТ («Видно, так заведено на веки»); ЛИСТЬЯ, ВЕТЕР, ЛУНА, ПЕТУХИ, ЗВЕЗДЫ. ВАСИЛЬКОВАЯ, ЛУННОСТЬ («Листья падают, листья падают»); СНЕЖНЫЙ, ПОЛЕ, ТРОЙКА, ВИХРЬ («Снежная замять крутит бойко»): ЗВЕЗДА, РОЖЬ, ПОЛЯ, ЖУРАВЛИ, ХОЛМ. ОСЕНЬ, БЕРЕЗА, ЛИСТВА («Гори, звезда моя, не падай») и др.

Чувство неизреченности, внутренней озабоченности, беспокойства подкрепляется парадигмой ДОЖДИ, НЕПОГОДА, ТИШИНА, ЛУНА.  НИВА, ЛЕБЕДА, ОБЛАКО, ЗВЕЗДА, ВОДА, ДЫМ, ХОЛМЫ («О край дождей и непогоды»).

Элегическое настроение лирического героя связано с парадигмой ДЫМ, ИЛ, ПОЛОВОДЬЕ, МЕСЯЦ, СТОГА, РОЩА, ГЛУХАРИ («Дымом половодье»), ВЫТЬ, ОЗЕРО, КАМЫШИ, ЛУНА, ЗАРЯ, РЕКА, ЛУННАЯ («Черная, потом пропахшая выть»).

Положительные эмоционально-оценочные характеристики, особенно в раннем творчестве, связаны с лексемами ЧЕРЕМУХА, ЦВЕТ, РОСА, ТРАВЫ, СОСНА, ДУБРАВЫ, ЛЕС («Сыплет черемуха сне­ гом»); САД, ЛЕБЕДЬ, ЗАКАТ, БЕРЕЗА, ВОДА, ЗВЕЗДА, КАЛИ­ НА, ПОЛЕ, ГАЛОЧЬЯ СТАЯ («Вот оно, глупое счастье»). Ощущение тишины, тепла, умиротворенности связано с РОСОЙ, КРАПИВОЙ, ИВОИ, ЛУНОЙ, СОЛОВЬЕМ, БЕРЕЗОЙ, РЕКОЙ, ОПУШКОЙ («Вот уж вечер. Роса»). Более сложное настроение благостности, связанное с мотивом потустронности, отсветом тайны, подкреплено парадигмой МЛЕЧНОСТЬ, ЗВЕЗДНЫЙ, МАК, ОЗЕРНЫЙ, МОРЕ, НЕБО, ТЕЛОК («Не напрасно дули ветры»).

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****