Таким образом, антиномия ПРОШЛОЕ - НАСТОЯЩЕЕ является одной из центральных в лирике С. Есенина и претерпевает в своем развитии различные изменения. Как показал анализ, состав слов и словосочетаний, формирующих данную антиномию, оказывается в значительной степени стабильным. Слова, входящие в ту или иную парадигму, важны чаще всего не столько как возбудители конкретных образов, сколько как представители определенного ряда, подкрепляющего одну из сторон антиномии. Оценочная парадигма обнаруживает симпатии лирического героя то на одной, то на другой стороне антиномии, которая в целом остается неразрешенной.

Средства пересечения парадигм, характер лексем, входящих в них, позволяет выделить в рамках рассматриваемой антиномии различные функциональные типы стихотворений. Обращает на себя внимание принципиальная однородность характера взаимосвязи парадигм, формирующих одну антиномию. В сознании читателя различными способами связываются одни и те же виды парадигм, что и приводит к пониманию текста, осмыслению закономерных, повторяющихся характеристик идиостиля, определяющих его специфику. 

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****