В основе лексической системы идиостиля лежат не только парадигматические, но и синтагматические отношения. Рассмотрим некоторые особенности синтагматики лексем природной парадигмы, обратившись к анализу средств пересечения парадигм. Эти средства развиваются в процессе функционального усложнения парадигм. Их можно выделить четыре: 

1) Неметафорические синтагмы (ДА! ТЕПЕРЬ РЕШЕНО. БЕЗ ВОЗВРАТА Я ПОКИНУЛ РОДНЫЕ ПОЛЯ. УЖ НЕ БУДУТ ЛИСТВОЮ КРЫЛАТОЙ НАДО МНОЮ ЗВЕНЕТЬ ТОПОЛЯ - ПРИРОДА + ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ). 

2) Сравнения (КАК ПТИЦЫ, СВИЩУТ ВЕРСТЫ; СЛОВНО ЯБЛОННЫЙ ЦВЕТ, СЕДИНА). 

3) Метафорические синтагмы (ГЛУХАРКА К ВСЕНОЩНОЙ ЗОВЕТ; ВОЛОС ЗОЛОТОЕ СЕНО). 

4) Связь с третьей парадигмой (чаще всего – оценочной, например, совпадение оценки природы и состояния лирического героя в стихотворении «Этой грусти теперь не рассыпать»).

Рассмотрим развитие метафорических синтагм как наиболее типичного средства пересечения природной парадигмы с другими парадигмами.  В раннем творчестве С. Есенина природная парадигма в пейзаж­ ной функции чаще всего пересекается с парадигмой ЧЕЛОВЕК в простых глагольных метафорах. При этом лексемы природной парадигмы выполняют в структуре метафорического сочетания функцию расшифровывающего члена ДОРОГА ДРЕМЛЕТ, ЧЕРЕМУХА СЫПЛЕТ СНЕГОМ. Приблизительно с 1914 г. на смену глагольным метафорам приходят более сложные с точки зрения восприятия именные метафоры, в частности - метафоры в генитивных конструкциях: РУКА ПРОХЛАДЫ, ЯБЛОКО ЗАРИ. В структуре метафорического сочетания лексемы природной парадигмы, как правило, занимают позицию метафорического слова: ЗЕРНА ДУШ, СНОП ВОЛОС. Проективные метафоры постепенно сменяются концептуальными (Опарина 1988), при этом значительно усложняется их структура. Возникают метафорические цепочки, в которых одно и то же слово выступает и в роли метафорического, и в роли расшифровывающего члена метафорической синтагмы по отношению к другому метафорическому слову. Примеры развернутых метафорических цепочек встречаем, в частности, в стихотворении «Осень»:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву. 

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву. 

Над речным покровом берегов 

Слышен синий лязг ее подков. 

 

Схимник-ветер шагом осторожным 

Мнет траву по выступам дорожным 

И целует на невидимом кусту 

Язвы красные незримому Христу.

В разномодальной (т. е. возбуждающей одновременно и зрительные, и слуховые образы) метафоре первой строфы СИНИЙ ЛЯЗГ ПОДКОВ словосочетание ЛЯЗГ ПОДКОВ формально является расшифровывающим членом по отношению к метафорическому слову СИНИЙ, по отношению же к слову ОСЕНЬ это сочетание выступает в роли метафорического слова (ЛЯЗГ ПОДКОВ ОСЕНИ). В то же время слово СИНИЙ (ассоциация с цветом воды), по существу, является расшифровывающим при рассмотрении его в парадигматике (СИНИЙ – БЕРЕГ - РЕЧНОЙ). Восприятие метафоры на уровне синтагмы крайне затруднено. Расшифровывающую функцию выполняют парадигматические ассоциации.

Как средство пересечения природной парадигмы с другими парадигмами наибольшую сложность с точки зрения восприятия представляет метафора, которая не содержит однозначно выделяемых метафорического слова и расшифровывающего члена метафорической синтагмы: ПУХНЕТ БОЖЬЕ ИМЯ В ЖИВОТЕ ОВЦЫ (ПРИРОДА + РЕЛИГИЯ) (см, также приведенный выше пример метафорической цепочки).

Приблизительно с 1919 - 1920 гг. в творчестве С. Есенина вновь проявляется пейзажная функция природной парадигмы. Однако она проявляется не так, как в раннем творчестве. Слова природной парадигмы выступают в роли своеобразного инструмента анализа действительности: образы, которые формируются в сознании читателей, не относятся к пейзажным. Одновременно исчезают метафорические цепочки. На этом этапе наметившийся ранее переход слов природной парадигмы из позиции расшифровывающего члена метафорического сочетания в позицию метафорического слова становится более частотным: КУСТ ВОЛОС ВЯНЕТ, НА ДУШЕ СВЕТ ЗАКАТА И СИРЕНИ ШЕЛЕСТ ГОЛУБОЙ, ДУША - ПОЛЕ БЕЗБРЕЖНОЕ и т. п. Оставаясь в функции расшифровывающего члена метафорического сочетания, лексемы природной парадигмы тяготеют к символу: ЛИСТЬЯ ШЕПЧУТ ПО-ОСЕННЕМУ; ВЕТР СЫПЛЕТ ПО-ОСЕННЕМУ. Все эти процессы отражают тенденцию к усилению концептуального начала в творчестве С. Есенина.

 

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****

*********