Парадигма РЕЛИГИЯ является вторым лексическим рядом, с которым тесно взаимодействует природная парадигма. Из двух противоположных тенденций, характеризующих взаимоотношения этих парадигм, ведущей является тенденция к взаимосвязи, единству, а иногда и тождеству. Противопоставление природы и религии, характерное для поздних есенинских стихов, в раннем творчестве встречается реже.

В позднем творчестве, например, в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1924) природная парадигма (НИВЫ. МГЛА) эксплицитно противопоставляется потустороннему (ТОЙ СТРАНЕ) как утверждение бесценности земного бытия:

Знаю я, что в той стране не будет 

Этих нив, златящихся во мгле. 

Оттого и дороги мне люди. 

Что живут со мною на земле.

В раннем творчестве противопоставление мира природы и мира религии встречается в таких произведениях, как «По дороге идут богомолки» (1914). Развитие обеих парадигм происходит параллель­ но- с одной стороны, ДОРОГА, ПОЛЫНЬ, КАНАВЫ, ПОЛЕ, ТАБУН САД СОБАКИ, ГУМНО, СУМЕРКИ, СОЛНЦЕ, РОЩИ, ВЕТЛЫ, с другой-БОГОМОЛКИ, КОЛОКОЛЬНЯ. ЗВОН, КЕЛЕЙКА, МОНАХИ, ВРАТА, МОНАСТЫРСКИЕ, КАНОН. Пересечение этих парадигм в неметафорической синтагме (А В САДУ РАЗБРЕХАЛИСЬ СОБАКИ, СЛОВНО ЧУЯ ВОРОВ НА ГУМНЕ) наделяет богомолок сниженными оценочными характеристиками. Аналогично развиваются и пересекаются указанные парадигмы в стихотворении «Калики» (1910). Пересечение природной и религиозной парадигм в строках МИМО КЛЯЧИ С ПОКЛАЖЕЮ ТОПАЛИ, ПОДПЕВАЛИ ГОРЛАСТЫЕ ГУСИ также является средством выражения отрицательного отношения к каликам. В обоих стихотворениях пересекаю­щиеся фрагменты парадигм связаны отношениями сопутствующего действия, своеобразной сюжетной параллели.

Элементы противопоставления природы и религии можно обнару­жить и в стихотворении «Там, где вечно дремлет тайна» (1916). Это противопоставление реализуется благодаря связи с парадигмой ЛИ­РИЧЕСКИЙ ГЕРОИ. Антитеза НЕЗДЕШНИЕ ПОЛЯ — ЗЕМЛЯ в первой строфе:

(Там, где вечно дремлет тайна.

Есть нездешние поля.

Только гость я. гость случайный

На горах твоих, земля)

порождает противопоставление соответствующих рядов, в которые входят эти единицы, причем противопоставленными по существу яв­ляются лексемы природной парадигмы, часть которой (СВЕТИЛА, ЗАХОД, ВОСТОК, ТЬМА, ВЫСЬ, ЗВЕЗДНАЯ, БЕЗДНА) в соответ­ствии с исходной антитезой и связью с парадигмой ЗАТУМАНИЛ, РОК, НЕМАЯ, ПОКОИ приобретает статус членов религиозной па­радигмы.

Автор: И.И. Степанченко

 

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****