Ко второму (третьему) типу относится стихотворение «Подражание песне» (1910), которое носит по преимуществу проективный характер и интерпретируется однозначно, кроме первой строки предпоследней строфы - В ПРЯЖЕ СОЛНЕЧНЫХ ДНЕЙ ВРЕМЯ ВЫТКАЛО НИТЬ, в котором можно усмотреть аналогию с мифом о парках, прядущих нить судьбы, (Харчевников 1975: 234), однако в целом строка остается непонятной, а приведенная аналогия является лишь одним из возможных вариантов ее толкования. В концептуальном плане могут быть выделены два подуровня - эксплицитный и имплицитный (подтекст). Относя стихотворение к первому типу, читатели интерпретируют его на эксплицитном концептуальном подуровне. Вопрос о наличии подтекста, глубинной концептуальности остается открытым, поскольку в тексте нет «вех», необходимых для его выделения (в чем причина кончины: случай? рок? причина несущественна?). Однако эта «таинственность» стихотворения в то же время не делает его многовариантным с точки зрения восприятия.
Типичным для поэтики С. Есенина периода сближения с имажинистами является стихотворение «Я последний поэт деревни» (1920), относящееся к четвертому типу, в целом нехарактерному для лирики С. Есенина. Единицы природной парадигмы выступают в роли метафорических слов при пересечении в пределах метафорических синтагм с другими парадигмами и лишены черт проективности. Оценочная парадигма на концептуальном уровне четко противопоставляет группу парадигм ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ + АТРИБУТЫ ДЕРЕВЕНСКОЙ ЖИЗНИ + ПРИРОДА парадигме ЖЕЛЕЗНЫЙ ГОСТЬ. Однозначный исход развития антиномии в этом стихотворении мотивирован социально. Однако на уровне «предметных» образов стихотворение воспринимается вариативно, что прежде всего связано с высокой глубиной метафоризации в метафорических сочетаниях, которые являются основным средством пересечения парадигм, причем дублирующих средств пересечения нет. Второй причиной вариативного восприятия этого текста на образном уровне является абстрактность парадигмы ЖЕЛЕЗНЫЙ ГОСТЬ. Проективных черт этот образ практически лишен. Нетипичпость для есенинской поэтики данного произведения связана еще и с тем, что чаще всего в есенинских стихах начальная часть носит проективный характер, а концептуальные элементы появляются преимущественно во второй части произведения. Здесь же уже первой строкой является сентенция, эксплицирующая концептуальный уровень содержания. Далее происходит ее образное развитие. Но поскольку сама сентенция уже ясна, то развитие должно, главным образом, подкреплять ее эмоционально, создавая атмосефру надрыва. Конкретные же «предметные» образы в этом случае менее индивидуальны и могут быть сформированы у разных читателей по-разному. Это не помешает относительно одинаковому восприятию стихотворения на концептуальном уровне.
Автор: И.И. Степанченко