Более органичное продолжение и одновременно освобождение от вышеупомянутого «идеологически-прикладного» применения романтический историзм Гумилева находит, как представляется, в поэзии В. Высоцкого, именно в ней вновь начиная обретать эмоциональную многомерность и окончательно порывая с «официальной» советской литературой, разрыв с которой в случае Окуджавы все же нельзя считать состоявшимся. Прежде всего, Высоцкий воспроизводит в своем поэтическом мире гумилевский романтический конфликт с «жизнью современною» (ср. «Я вежлив с жизнью современною…» и, например, «Я не успел…» Высоцкого [Высоцкий В. С. Соч.: В 2-х т. – М.: Худ. лит., 1991., с. 94]).
При этом у Высоцкого более всего в отношениях со временем оказывается востребованной гумилевская тоска по подлинным страстям и событиям – на фоне застойной удушливой энтропии. У Гумилева конфликт со слишком «безгеройной» эпохой воплощен, прежде всего, в тоске по рыцарскому и вообще эпическому идеалу («Где теперь эти крепкие руки, // Эти души горящие – где?» [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 1, с. 134]) и в попытках утвердить в современности путь мужественного деяния (герой-путешественник и воин) и славной гибели «не на постели // при нотариусе и враче» [Гумилев Н. С. Соч.: В 3-х т. – М.: Худ. лит., 1991., т. 1, с. 213]. Те же мотивы находим и у Высоцкого – мотив «иноходца», мотив «смерти на взлете», мотив мужественного поступка (стихи о войне, «рыцарские» баллады, песни об «опасных профессиях» и «экстремальных обстоятельствах»).
При этом актуализированный Гумилевым жанр баллады в творчестве Высоцкого (так же, как и в творчестве Окуджавы и других бардов) возвращается к своему жанровому праобразу, соединявшему стих с музыкой и голосом, и в дальнейшем эта линия гумилевского «романтического историзма» сохраняется преимущественно за пределами «книжной» литературы, в музыкально-поэтической сфере – в частности, после бардов, в рок-культуре. Здесь же осуществляется и опыт «экстраполяции» семантической поэтики в область музыки. В частности, можно заметить, что в творчестве Б. Гребенщикова музыка последовательно «семантизируется», выступая в роли смылообразующего начала. Гребенщиков чаще всего работает с ярко выраженными музыкальными стилями – будь то рок-н-ролл, джаз или народная песня. При этом четко прочитываемые в музыке стилевые признаки функционируют именно как семантические единицы – как знаки определенной культурной тенденции или традиции – вступая в диалог с собственно стихотворным текстом, обогащая его неожиданными смысловыми нюансами. Музыка у Гребенщикова в большой степени принимает на себя функции слова, включаясь в общее со словом поле семантических взаимодействий. В этом смысле Гребенщиков является ярким продолжателем тех тенденций семантической поэтики, которые связаны с изменением «границ между поэтическим текстом и внеположным миром» [Левин Ю., Сегал Д., Тименчик Р., Топоров В., Цивьян Т. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Смерть и бессмертие поэта. Материалы международной научной конференции, посвященной 60-летию со дня гибели О. Э. Мандельштама (Москва, 28-29 декабря 1998 г.). – М.: РГГУ, 2001. – С. 282 – 316., с. 306] и с последовательным расширением сферы смыслопорождения, в пределе ведущим к текстовому восприятию мира.
Автор: Т.А. Пахарева