Еще одним божеством, связанным с рождающей силой Земли,  являлась Мокошь (Макошь, Макешь, Мокоша, Мокуша, Макуша),  имя  которой  упоминалось во  многих  древнерусских  источниках.  Так,  в  «Слове  некоего  Христолюбца»  говорится,  что  язычники  «веруют в Перуна, и в Хорса, и в Сима, и в Ригла, и в Макошь, и в  вилы». А в «Слове святого Григория» читаем: «Тем же  богам  требу кладут и творят и словенский язык: вилам и Макоши, Диве».  О  ней  упоминает  летописец  в  «Повести  временных  лет»,  в  «Житии  блаженного  Володимира»,  в  «Слове  о  том,  како  первое  погани суще языци кланялися идолом». Она единственное женское  божество,  входившее  в  пантеон  князя  Владимира  и  имевшая  своего идола. Характерно, что ареал распространения этой богини  широк,  ее  почитали  едва  ли  не  все  славянские  племена,  о  чем  свидетельствуют фольклорные и  письменные источники, а также  данные топонимии.

Существуют разные варианты происхождения имени Мокошь  и  ее  функциональных  характеристик.  По  одной  версии,  его  связывают  со  словом  «мокнуть»,  «мокрый»,  что  соотносит  Мокошь  с  низшим,  инфернальным  горизонтом  мироздания.  На  этом  основании  она  представлялась  олицетворением  всего  «темного» и телесно-низменного. А ее почитание приравнивалось  к  «блудодейству».  Так,  еще  в  XVI  в.  священник  на  исповеди  задавал  женщине  вопрос:  не  совершала  ли  она  «с  бабами  богомерзкие  блуды…  не  молилась  ли  вилам  и  Макоши».  Безусловно,  в  такой  демонизации  Мокоши  решающую  роль  сыграли  христианские  ортодоксы.  Другая  версия  сближает  имя  богини  с  корнем  mokos  –  прядение,  и  тогда  Мокошь  напрямую  связывается  с  прядением,  ткачеством  и  рукоделием.  Она  ревностно  наблюдает  за  работающими  женщинами  и  даже  помогает. Если пряха дремлет, а веретено вертится, считается, что  за  нее  «Мокоша  прядет».  Обычно  ее  представляли  «в  виде женщины с большой головой и длинными руками».

Выдвигаются  различные  гипотезы  гносеологических  истоков  Мокоши.  Одни  сближают  ее  с  восточной  богиней  Астартой,  другие приравнивают к русалке. В качестве возможного варианта  можно предположить, что Мокошь продолжила функции рожаниц,  уточнив,  ограничив  и  конкретизировав  их.  Так,   по  мнению  Б.А. Рыбакова, имя Мокошь означает «мать счастливого жребия»,  удачи, судьбы. В таком контексте она почиталась как аграрно - магическая  богиня.  Это  Матерь  хорошего  урожая,  посылающая  дождь  и  тепло,  Матерь  счастья,  покровительствующая  всякому  полезному  труду.  Мокошь  следит  за  соблюдением  обычаев,  она  знает тайну судеб, прежних жизней и новых воплощений.

Христианским  инвариантом  Мокоши  становится  Параскева  Пятница  –   подвижница,  причисленная  церковью  к  лику  святых.  Она  является  покровительницей  полей,  стражем  семейного  благополучия.  Одновременно  к  ней  перешли  функции,  характерные  для  языческой  Мокоши:  Параскева  покровительствовала ткачеству и рукоделию и даже содействовала  торговле. Вот почему основным базарным днем на Руси являлась  пятница. 

 

Автор: П.Ф. Маркин

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****