Очень широко распространено мнение, что основа привле­кательности театра кабуки - традиционная стилизованная кра­сота представлений и отточенное исполнительское мастерство его актеров. Однако это мнение вряд ли бесспорно. Ведь стилизации и традиционной красивости гораздо больше и в костюмах, и в гриме, и в обстановке, и в исполнительской манере актеров театра ноо, популярность которого не может даже сравниться с популярностью кабуки.

Вряд ли бесспорно также утверждение, что большая часть зрителей приходит в театр кабуки, чтобы насладиться личной привлекательностью и талантом актеров, и не особенно инте­ресуется содержанием пьесы, а пьесы кабуки - лишь возмож­ность для актера проявить себя. Публика живо реагирует на раз­личные драматические события, происходящие на сцене, пожалуй, не потому, что мысли и чувства, отраженные в старых пьесах ка­буки, до сих пор находят отклик в сердцах японцев.

Современного зрителя не особенно волнует проявление феодальной мора­ли и этики в драмах кабуки, он по-новому переосмысливает эти драмы, понимая их как пьесы о высоком чувстве долга и глубо­ких человеческих чувствах. И если спросить молодого японца, что до слез трогает его в столь популярной пьесе «Тюсингура», феодальная мораль, он улыбнется в ответ, ибо видит в этой пьесе лишь превосходное изображение беспредельной предан­ности и верности высокому чувству долга.

Секрет неизменной популярности спектаклей кабуки, на наш взгляд, в гармоническом сочетании всех его качеств, в народной реалистической основе, органически присущей этому театру. В сценической обстановке значительного числа пьес кабуки мно­гое взято из жизни и довольно точно воспроизводит реальные предметы и утварь японского дома, пейзажные декорации поэти­зируют распространенные картины японской природы, роли,

особенно в бытовых драмах сэвамоно, часто исполняются в реалистической манере. Это главным образом заметно в новых постановках.

Некоторые японские театроведы, преимущественно молодые, утверждают, что кабуки как жанр изжил себя, что будущее принадлежит сингэки. На наш взгляд, это утверждение совер­шенно неправомерно. Специфика драмы кабуки настолько вели­ка, что ее можно вполне поставить рядом с такими видами те­атрального искусства, как опера и балет, которые существуют и развиваются параллельно с обычной драмой. Одно не исклю­чает другое.

Так же, как опере и балету, театру кабуки больше удается героика и романтическая лирика. Эмоциональная приподня­тость - обязательный элемент этого жанра. Будничность уби­вает театральность, а без театральной эффектности трудно пред­ставить себе спектакль кабуки так же, как оперу или балет. И именно это затрудняет создание новых спектаклей на совре­менные темы, что обычно считают одним из проявлений кризиса искусства кабуки. Тем не менее, для кабуки создаются новые пьесы, в которых использу­ется преимущественно историческая героическая тематика иди романтическая трагедия далекого прошлого. Некоторые из этих пьес ставятся в традиционной манере, некоторые – в более реалистической.

Автор: Л.Д. Гришелева

Предыдущая статья здесь, начало цикла статей здесь.

***

*****