В число музейных театральных жанров попали в основном те виды театрального искусства, которые были отделены от на­рода, изолированы от него. В современной действительности, когда исчезла социальная база, на которой они существовали, эти жанры с их мертвыми традициями превратились в экзоти­ческие зрелища, показываемые довольно узкому кругу лиц. Примером таких жанров могут служить представления бугаку и театр ноо.

Бугаку - ритуальный танец, завезенный в Японию из Китая в VIII веке, сохраняется в первоначальном, уже исчезнувшем в Китае виде. Исполняется на квадратных открытых сценических площадках перед храмами или на специально сооруженных по­мостах танцорами в масках и ярких экзотических нарядах'под специфическую музыку гагаку, которая строго охранялась как храмовая ритуальная музыка и потому нетронутой дошла до наших дней. Оркестр гагаку состоит из барабанов различной величины, гонгов и деревянных духовых инструментов типа флейты. Представления бугаку устраиваются довольно редко, во время больших храмовых праздников и дворцовых церемоний или для узкого крута специалистов во время фестивалей клас­сического японского искусства. Для широкой публики два-три раза в год устраиваются концерты музыки гагаку.

Театр бугаку

Отдельные элементы танцев бугаку вошли одной из составных частей в японскую традиционную танцевальную технику и вместе с ней попали на сцену кабуки.

Театр ноо - самая строгая классика. Это древний аристо­кратический театр, застывший в своей традиционности. Ноо - вид очень условной танцевальной оперы, сопровождаемой музыкой флейт и барабанов разных размеров, а также мужским хором. Она исполняется на специфически устроенной небольшой сцене почти без декораций, со стилизованной сосной, нарисованной на заднике, актерами в пышных костюмах. Главные действую­щие лица выступают в масках. Хор и оркестр располагаются прямо на сцене. Смена то медлительных и торжественных, то бурных и стремительных движений актера условно передает че­ловеческие переживания, о которых повествует хор. Исполне­ние актеров представляет собой напряженную декламацию или гортанное пение, глухо доносящееся из-под маски.

Пьесы ноо основаны преимущественно на материалах японской классической литературы и буддийских мотивах, они пол­ны монологов и воспоминаний, действие очень растянуто, в них почти нет драматического развития и конфликта. Этот театр далек и от драмы, и от оперы в европейском смысле этих слов. Искусство ноо достигло совершенства в XIV веке и было кон­центрированным воплощением идеала красоты феодальной знати средневековой Японии. Музыка ноо тщательно сохранялась и передавалась последующим поколениям как церемониальная му­зыка военного сословия феодальной эпохи. Строго охранялись также и тайны сценического искусства театра ноо. Многочис­ленные трактаты Дзэами, одного из создателей этого жанра, на­писанные в XIV веке, только недавно стали доступны широкому кругу непосвященных и явились ценным материалом для изуче­ния театрального искусства средневековой Японии. О внесении каких-либо изменений в эти виды искусства, об их пересмотре не могло быть даже и речи. Посвящаемые торжественно кля­лись в этом.

Театр ноо

В настоящее время театр ноо существует лишь благодаря постоянной финансовой помощи любителей этого жанра. Два основных театра ноо в Токио построены на средства объедине­ния зрителей, поддерживающих этот театр.

Представления театра ноо устраиваются регулярно. Каждый месяц в Токио дается более двадцати представлений, но, по­скольку они рассчитаны на довольно узкий круг зрителей, каж­дую программу исполняют не более двух дней подряд. Совре­менные труппы актеров ноо сохраняют прежнюю средневековую структуру, напоминающую структуру гильдий. Историческая ценность этого театра сейчас, пожалуй, преобладает над худо­жественной, и молодые актеры усиленно ищут пути для расши­рения круга зрителей и превращения театра ноо в живую клас­сическую драму.

Театр ноо оказал очень большое влияние на кабуки и по форме, и по содержанию, и по технике исполнения. В репертуаре кабуки много пьес, особенно танцевальных, заимствован­ных в этом театре. Для таких пьес в кабуки существует даже специальный термин - ноторимоно («вещи, взятые из ноо»).

Автор: Л.Д. Гришелева

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

***

*****