Выборы как инструмент демократии и непременный атрибут любого цивилизованного государства имеют длинную историю, однако формат данной статьи не позволяет обратиться к её рассмотрению. Поэтому сразу начнем анализ самой сути выборов, основываясь на результатах исследований, представленных в работах некоторых авторов.

Итак, считается, что существование любого современного демократического государства без периодического проведения свободных выборов попросту невозможно, поскольку именно выборы являются неотъемлемым институтом такого государства. Выборы являются наиболее цивилизованным способом борьбы за власть и смены руководства страны. Именно посредством выборов обеспечивается легитимизация власти и политической деятельности государства в целом [Кинзерская, И.Л. Избирательная система как институт современного демократического государства [Текст] / И.Л. Кинзерская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №8. С. 219].

В отношении мнения И.Л. Кинзерской стоит отметить, что далеко не только выборы являются инструментом, обеспечивающим легитимизацию власти. Так, во многих странах до сих легитимизация власти обеспечивается посредством передачи её по наследству, и если при этом соблюдены все законы этого государства, то такая власть несомненно считается легитимной. Конечно, это касается в основном стран Востока, но и в западном мире до сих пор существуют монархии, хотя властные полномочия самих монархов довольно сильно ограничены. Мало того, для Запада, гордящегося своими демократическими традициями, во многих государствах высшая власть до сих пор избирается не на основании прямого волеизъявления народа. Достаточно вспомнить избирательную систему США, где выбор президента осуществляет не американский народ напрямую, а специальные выборщики, назначаемые от каждого штата. Канцлером ФРГ и Австрии становится лидер партии, победившей на выборах в парламент. Такая система, кстати, очень распространена в Европе. И при этом никому не придет в голову оспаривать легитимность главы государства на том основании, что он был избран не на прямых выборах. Существует еще множество разных систем, при которых прямые выборы главы государства отнюдь не являются обязательным условием легитимности его власти.

Таким образом, постулат, что именно посредством выборов обеспечивается легитимизация власти и политической деятельности государства в целом, может быть признан состоятельным лишь отчасти в отношении некоторых государств, одним из которых является Российская Федерация, где «высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» [Новиков, М.С. Понятие выборов, их значение в механизме народовластия [Текст] / М.С. Новиков // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2009. - №1. С. 33].

В соответствии с положениями Конституции России, единственным носителем власти в стране является народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Законодатель не конкретизировал всё многообразие форм прямого народовластия. Однако указал, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 21.07.2014). Ч. 2 – 3 ст. 3]. 

Тем самым Конституция РФ допускает применение разных форм непосредственной демократии, из которых референдум очень редкое явление, имевшее место в современной России только дважды – собственно при принятии отечественной Конституции 1993 года и в 2020 году при внесении в неё изменений. В то же время вторая форма непосредственной демократии - всеобщие выборы – получила в нашей стране повсеместное распространение. Так, сегодня посредством прямых свободных выборов избираются Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, депутаты Государственной Думы РФ (нижней палаты Федерального Собрания) – это федеральный уровень, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, главы исполнительной власти данных субъектов федерации – это региональный уровень, главы муниципальных образований (не везде) и представительные органы местного самоуправления – это муниципальный уровень (уровень местного самоуправления).

Для уяснения самой сути выборов следует отметить, что они представляют собой избирательную кампанию, растянутую во времени и включающую совокупность этапов определенных избирательных действий и процедур, которые регламентированы нормативно-правовыми актами. При этом принципиальным отличием выборов от простого назначения высокопоставленных чиновников исполнительной власти заключается в том, что выборы должны проводиться открыто и публично, без какого-либо административного принуждения и давления на избирателей со стороны государства, т.е. выборы должны обязательно быть свободными. Только такие выборы могу считаться демократическими. И только на таких выборах могут быть полностью реализованы гарантии избирательных прав граждан, являющиеся разновидностью гарантий прав человека и гражданина. Как отмечает, А.П. Уханова, это сложный институт избирательного права Российской Федерации, имеющий нормативную структуру, которая включает в себя не только гарантии реализации избирательных прав, но и гарантии их защиты, основания и порядок привлечения нарушителей к конституционной ответственности [Уханова, А.П. Информационное обеспечение выборов как гарантия реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации [Текст]. Дис. ... канд. юрид. наук / А.П. Уханова. - Петрозаводск, 2015. С. 36].

Как замечают В.П. Пугачев и А.И. Соловьев, в условиях современных демократий выборы являются стержневым механизмом, главной формой проявления суверенитета народа и его политической роли как источника власти. Кроме того, они служат важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике [Пугачев, В.П. Введение в политологию. Выборы. Роль выборов в демократической политической системе / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/pugachev_politology/ch63_i.html].

Роль и место института выборов определяется теми функциями, которые они выполняют в политической системе общества, основными среди которых являются следующие:

1) Представительство общественных интересов. Так, в ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их важнейшие запросы, ожидания и чаяния;

2) Легитимизация власти, которая, будучи избрана народом в процессе осуществления демократически организованных выборов, становится легитимной. Доверие к такой власти больше, и подчинение ей осуществляется охотнее;

3) Функция социального барометра политической жизни. Так, итоги выборов проясняют вопрос о степени влияния различных политических сил, выявляют действительное отношение граждан к правящей элите и оппозиции, к правительственному курсу;

4) Рекрутирование политической элиты. Выборы – важнейший механизм обновления и формирования политической элиты. Они позволяют гражданам лично и непосредственно определять, кто именно достоин осуществлять властные полномочия;

5) Институализация политического участия граждан. Голосование на выборах является важнейшей институциональной формой политического участия граждан.

6) Политическая социализация. В процессе избирательной кампании граждане формируют свои политические убеждения, приобщаются к конституционным, законодательно установленным (правообоснованным), формам политического участия и взаимодействия, осознают свою гражданскую ответственность [Функции выборов в демократической политической системе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-krajterman/funkcii-viborov-v-demokraticheskoj-politicheskoj-sisteme].

Однако выборы как институт демократического государства будут эффективными только в том случае, если соблюдены определенные условия. Назовем некоторые из них.

Итак, первым таким условием является существование уже сложившегося и достаточно сильного гражданского общества, развитую многопартийность как отражение многообразия социальных интересов, независимые от государства средства массовой информации, устоявшуюся законодательную базу и независимую и эффективную судебную систему.

В качестве второго условия эффективности выборов можно назвать наличие демократических принципов избирательного права. Так, соответствовать своему социальному назначению и быть эффективными выборы могут только в том случае, когда они основаны на определенных принципах, которые можно сгруппировать в две основные категории: во-первых, это принципы избирательного права, которые определяют статус и положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов, которые определяют основополагающие организационные, в том числе и социальные, условия их демократичности.

Кроме того, важным условием эффективности выборов являются развитые отношения собственности, поскольку обладающему собственностью человеку есть, что терять и что защищать, а значит он будет очень ответственно относиться к своему выбору, касающемуся власти.

Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность выборов, является существование экономически состоятельного и независимого «среднего класса», обеспечивающего общественную стабильность. Так, постоянство проживания большинства представителей такого слоя на «своей» территории, прочность общественных институтов, крепость семейных устоев и общепризнанных ценностей обеспечивают устойчивый общественный порядок и необходимость его сохранения посредством выборов, а значит – и взвешенность выбора власти [Условия эффективности демократических выборов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geolike.ru/page/gl_9528.htm].

Таким образом, выборы являются важнейшим компонентом современной политики и представляют собой способ формирования органов управления и власти посредством выражения политической воли граждан (голосования), осуществленного по определенным правилам. Результатом выборов становится наделение избранных кандидатов властными полномочиями.

Автор: Дмитрий Варапаев

Читайте также статью "Критика выборов как института демократического общества".

***

*****