Спроси сейчас едва ли не любого прохожего, что такое маркетинг, получишь примерно следующий ответ: «маркетинг – это то, что позволяет выгодно продать товар или услугу». Я не буду цитировать определения понятия «маркетинг» из многочисленных учебников и тщательно рассматривать их содержание, потому что они совершенно не влияют на адекватное понимание сути маркетинга даже теми, кто получил экономическое образование.

К сожалению, приходится констатировать, что современное понимание этой сути очень далеко от реальности. Подавляющее большинство предпринимателей сегодня твердо уверены в том, что маркетинг – это некий (чаще всего совершенно недоступный для их понимания) инструмент, позволяющий всучить свои никому не нужные товары или услуги первым подвернувшимся лохам.

Именно с таким восприятием маркетинга мне приходится сталкиваться постоянно, и совсем мало тех бизнесменов, которые имеют адекватные представления о его сути. И я могу сказать, что практически все они – успешные предприниматели. Это, кстати, к вопросу о том, как теоретические знания могут влиять на практическую деятельность.

Так вот, маркетинг – это, по сути, бизнес-мировоззрение, с точки зрения которого, необходимо производить такой товар или оказывать такие услуги, которые являются востребованными и качественными, а не пытаться при помощи различных ухищрений, живо напоминающих мошенничество, сбывать то, что никому и даром не нужно.

И дело здесь даже не в этическом аспекте, а в том, что лохов уже очень мало осталось, и пытаться на их облапошивании строить бизнес просто глупо. Можно «впарить» какую-нибудь хрень кому-то один раз, но в массовом порядке это уже сделать не получится. И в условиях жесточайшей конкуренции, существующей сегодня на рынке товаров и услуг, рассчитывать на то, что можно при «грамотном маркетинге» продавать свинину в Израиль или российские автомобили в Японию, означает совершать экономическое самоубийство. И таких суицидников сегодня хоть пруд пруди.

Конечно, крайне отрицательно на бизнес сегодня влияет тяжелейшая экономическая ситуация в стране и совершенно неадекватные во всех отношениях меры правительства, но всё-таки при грамотном подходе даже в таком положении можно не только выживать, но и развиваться. Правда, сделать это смогут только те, кто имеет правильно понимание сути маркетинга и разделяет маркетинговую идеологию ведения бизнеса.

И это отнюдь не преувеличение. Именно маркетинговая идеология предпринимательства не только сегодня, но и всегда, была тем инструментом, благодаря которому создавались и воплощались в жизнь наиболее успешные бизнес-проекты.

Суть маркетинговой идеологии предпринимательств в том, что производство товаров или услуг должно быть подчинено маркетингу, а не наоборот, как это чаще всего и бывает, когда предприятие выпускает давно уже морально устаревшие товары или предлагает мало кому нужные услуги, вместо того, чтобы переориентировать свою деятельность под реальные потребности общества. В этом отношении маркетинговая идеология предпринимательства (которую также принято называть маркетинговой стратегией производства) противостоит так называемой производственной стратегии, строящейся на ущербном представлении о том, что «пипл всё схавает», главное, приправить это «всё» правильным майонезом.

Попросту говоря, маркетинговая идеология является клиентоориентированной, ставящей во главу угла интересы потребителей, а не собственные, часто весьма далекие от реальности, представления производителей или продавцов о том, что нужно людям.

Интересно, что некоторые, считающие себя гениями бизнеса, постоянно пытаются создавать какие-либо «инновационные» виды маркетинга, якобы позволяющие практически совершить переворот в сфере предпринимательства. Так, наверное, многие слышали о «партизанском маркетинге», «ноомаркетинге» и прочих «эффективнейших» видах маркетинга, которые, правда, к маркетингу, в его правильном понимании, вообще никакого отношения не имеют. Например, основная идея так называемого ноомаркетнга заключается в том, чтобы ориентироваться не на реальные интересы и нужды людей, а создавать в их сознании представления о необходимости определенного товара ил услуги, продвигаемых при помощи этого пресловутого ноомаркетинга.

Самое забавное в том, что этот, чисто рекламный, а отнюдь не маркетинговый, подход используется испокон веков. Он очень наглядно показан в мультфильме про то, как мужик корову продавал, когда своей «рекламной акцией» он не только потенциальных покупателей, но и себя убедил в том, что «такая корова нужна самому». По тому же самому принципу рекламируют и самые свежие модели тех же смартфонов и другой бытовой техники. Но проблема в том, что ориентироваться на тех, кто может от «нефиг делать» заплатить сегодня бешенную цену за смартфон, который через месяц будет стоить в 5 раз дешевле, могут только не совсем адекватные люди. Кстати, те, кто такие смартфоны производят, в число таковых отнюдь не входят, и 99% своей прибыли они получают не от таких акций, а от массовой продажи своей продукции, над совершенствованием которой они работают денно и нощно.

Ее раз подчеркну, что как разовая акция может сойти и «партизанский», и «ноо-» и еще какой-нибудь «чудо-маркетинг», однако строить на таких эпизодических успехах свою предпринимательскую стратегию не будет ни один адекватный бизнесмен.

Серьезные предприниматели ясно понимают, что успеха в условиях экономического кризиса, обвального снижения покупательной способности населения и жесточайшей конкуренции может достичь только тот, кто предлагает людям качественный, интересный и полезный товар или услугу. Это – первичная суть маркетинга. Производной от неё является умение грамотно «подать» свой качественный продукт так, чтобы заинтересовать потенциальных потребителей именно им, показав его преимущества над аналогичной продукцией конкурентов. И здесь речь уже идет о рекламе.

Кстати, я знаю очень успешных бизнесменов, которые вообще не дают никакой рекламы своей продукции. При этом клиентов у них столько, что они все заказы удовлетворять не успевают. Конечно, речь здесь не о розничной торговле или, например, производстве ширпотреба, но принцип понятен и, в общем-то, давно известен – хороший товар в рекламе не нуждается. Именно направленность на создание хорошего товара и составляет суть маркетинга.

Таким образом, маркетинг - это комплексный инструмент предпринимательской стратегии, основу которого составляет ориентация на удовлетворение нужд и интересов потребителей посредством производства или предоставления им необходимых и качественных товаров или услуг.

Автор: Дмитрий Варапаев

***

*****